Найти в Дзене
Клуб директоров

​Нельзя просто взять и выйти на зарубежный рынок

Нельзя просто взять и выйти на зарубежный рынок

Речь об IT, но вы почитайте

Последний год я видел десятки успешных российских компаний, которые пытаются выйти за рубеж. Да и сам активно работал над тем, чтобы вывести за рубеж @epicgrowth.

К сожалению, в большинстве случае эти попытки проваливаются. Вот 10 причин, почему.

1. Российская и зарубежная компании находятся на разных стадиях

В России компания обычно уже нашла PMF и, возможно, даже нашла PCF (product <—> channel fit), и находится на стадии скейла.

В то время как за рубежом мы только ищем PMF. Ищем свой сегмент и потребность, которую мы будем решать.

=> нужны абсолютно разные подходы к управлению этими компаниями, а мы пытаемся уместить это все под одной крышей.

2. Запускать стартап нужно, начиная с MVP, а не со зрелого продукта

Когда мы запускались в России, мы начинали с MVP и проверяли гипотезы. А потом постепенно наш продукт обрастал фичами. Именно в такой последовательности.

Но за рубеж мы почему-то пытаемся идти с уже зрелым продуктом, который мы запилили на российском рынке, с тонной фич и легаси. За рубежом рынок другой, и все эти фичи могут быть не только не нужны но еще и вредны, потому что их надо сапортить, и на это уходят ресурсы.

3. Когда мы запускаем продукт с нуля, мы ищем продукт под рынок. Это правильно

Когда мы выводим наш существующий продукт на зарубежный рынок, мы ищем рынок под продукт. Это не правильно.

Мы запускали наш продукт в России несколько лет назад, исходя из одной конъюнктуры рынка, конкурентного ландшафта и т.д. Возможно, в России мы были первыми или одними из первых, кто решал ту или иную проблему.

Сегодня уже другое время. Сегодня наш продукт, возможно, даже в России запускать было бы уже поздно. А за рубежом тем более, там абсолютно другой рынок.

С большой вероятностью выходить за рубеж нам надо с совершенно другим продуктом, часто вообще ничего общего не имеющим с тем, что мы делаем в России.

4. За рубежом совсем другие технологии и другой софт

То, что в России мы пилили сами по необходимости, за рубежом может быть просто не нужно. В России у нас может быть классная самописная платформа, которая удовлетворяет нашим нуждам. А за рубежом очень много задач скорее всего решается готовым софтом.

Выходя за рубеж, мы по инерции продолжаем использовать софт, который у нас уже есть, потому что думаем, что это актив и конкурентное преимущество. А на самом деле этот софт надо поддерживать, делать его локализацию, поддерживать две ветки разработки. И в итоге все это становится дорого и долго.

А мы же помним, что у нас зарубежный бизнес находится на стадии pre-PMF. В этой стадии бизнес просто не может себе позволить столько костов.

5. Общий котёл денег и единый PnL, в котором размываются инвестиции в зарубежный рынок

Российский рынок генерит прибыль, которую мы инвестируем в зарубежный, часто не осознавая этого.

Если бы мы осознанно сделали отдельный PnL зарубежного рынка и честно повесили на него все косты, мы бы совсем по-другому к этому подходили и были намного менее толерантны к расходам. И в итоге находили бы намного более красивые и кост-эффективные решения для кучи задач, оставаясь более гибкими.

Вместо «у нас ведь есть отдел финансов, они все сделают» — брали бы готовый софт, который автоматически генерит инвойсы. Вместо «у нас ведь есть разработчики, они запилят» — брали бы готовый софт, который все делает из коробки вместе с ноу-код интеграциями. Это совсем другой майндсет стартапа, про который мы забываем. Наличие работающего российского бизнеса становится недостатком, а не преимуществом.

Завтра (точнее уже сегодня - админ) еще 5 пунктов в https://t.me/pisarevich

Пишет Ночной Писаревский