Урок: чтение
Тема: Звук и буква Д. слоги, слова со звуком и буквой Дд
Цель: формирование умения выделять звук Д в речи, выучить прочтение буквы Д, слогов, слов с изученной буквой.
Задачи:
- познакомить с новым согласным звуком и буквой Дд; учить читать слоги и слова с новой буквой;
- продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас;
- воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, доброе отношение к животным; интерес и желание читать
Ход урока.
Организационный момент
Сядет тот, кто назовёт первый звук в словах, которые я назову: шум, усы, лиса, нора, машина, осень, кошка, радуга, …
Для того, чтобы мы правильно произносили все звуки сделаем зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика:
Взяли зеркала и выполняем упражнения за мной, по подражанию: «Хоботок», «Качели», «Маляр», «Жало».
Основная часть
Сегодня к нам пришла девочка Даша (кукла) и зовёт к себе в гости. Пойдем в гости к Даше ребята?
Все встали и пойдём к Даше в гости. Идем по широкой дороге (шаги на месте), затем дорога становится узкой и извилистой (к носку одной ноги подставляем пятку другой ноги, заплетаем ноги). Услышали тук - тук, это стучит дятел (подняли голову вверх), помахали ему рукой и пошли дальше. На дороге лежит дерево надо его переступить и идти дальше (шаги на месте, высоко поднимая колени). Идём дальше посмотрели направо и увидели доброго дедушку. Поздороваемся с ним и пойдём дальше (кивок головой). Посмотрели налево и увидели большой дуб. В дороге нас застал небольшой дождик, и мы спрятались под дубом.
Мы подошли к дому Даши поднимаемся по ступенькам. Открываем дверь и заходим в дом. Садимся на мягкий диван.
А теперь давайте с помощью картинок вспомним наш путь.
Дети рассказывают дорогу по наводящим вопросам учителя.
Какой звук мы слышим в начале слова, называя слова?
Выделить первый звук в словах: Дом, дым, дорога, друг, дружба, доброта, девочка, дедушка, дочка, дождь, …
Речевая зарядка
Учитель говорит набор слогов, затем хором повторяют ученики.
Да - до - ду, ди - до - да, ды - ду - до.
Игра «Придумай слова на букву Д».
Характеристика звука Д. «Заселение» буквы в синий домик.
Со звуком Д мы познакомились, а теперь познакомимся с буквой Д.
Картинка с буквой Д на доске.
На что похожа буква Д?
Игра «Скажи ласково».
Дом - домик, дождь - дождик, дым - дымок, день - денёк, друг - дружок.
Послушаем дождик и выполним задание. Аудиозапись «Дождь».
Выкладывание слов на партах слова «дом», «дома», «сад», «сады».
Логоритмика.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Дети ритмично щелкают пальцами рук.
Ритмично притопывают.
Ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично потирают ладонями о колени.
Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.
Закрепление.
Игра «Услышь звук».
Учитель называет слова, учащиеся если слышат звук Д в слове, хлопают в ладоши.
Словарный материал: Дудка, книга, дружба, пол, дым, пила, дождь, дыни, сад, холод, город.
Проговаривание скороговорки на букву Д:
Дятел дерево долбит, целый день кору дробит.
Работа с карточками.
Игра Что умеет делать буква «Д»: думать, драться, дрожать, дышать, давать, делить, …
Ученики или учитель называют действие и выполняют его.
Работа по учебнику.
Стр. 22-23 – чтение слогов и слов с буквой д.
Чтение и разбор текста «Угадай кому» и «Мы рисовали».
Итог урока.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Кто нам в этом помог?
Вам понравилось ходить в гости?
Что скажем Даше?
Даша тоже очень рада знакомству с вами ребята. Она обещает ещё прийти к вам в гости или пригласить вас к себе. Даше очень понравилось, как вы активно работали на уроке, внимательно слушали и выполняли задания её и учителя.