Первый маркетинг был визуальный, когда, наверное, ещё не умели разговаривать.
И использовалась ходячая реклама: бусики из ракушек, намазал лицо краской, и все тоже так захотели, или показал, что из корзины, обмазанной глиной, вода не вытекает, или зерно не высыпается.
А на общих сходках люди рассказывали уже обзоры, делали распаковку, что они узнали, протестировали, какой кинжал лучше, что нашли, где лежит и почему всем это надо. Так появилась устная реклама - сарафанное радио. Отсюда появились мифы и легенды: «в тридевятом царстве, в тридевятом государстве есть чудо-чудесное»
У лучших рассказчиков-ораторов появлялся личный бренд. Они были, как блогеры, их все ждали, чтоб послушать, что там произошло и посплетничать. Сплетни и фантазийные выдумки (креативное мышление) развивали человечество. Поэтому, когда я сплетничаю, я развиваю цивилизацию, а кто в древние времена не сплетничал, те были слабым звеном, прощайте.
Потом все эти рассказы нужно было добавить в хайлайтс в сохранённое) Их начали сначала зарисовывать на скалах, а потом записывать на папирусах.
Чтобы творчество заметили - нужно было делать макеты поярче, места для размещения нужно было выбирать на виду, таргет.
Всё начиналось с личного бренда.
Пример, фараон Эхнатон был супер маркетологом и у него была команда.
▪️Пиарщики -жрецы, которые ходили и говорили: «в нем божественная кровь течёт он красивый, мудрый, смелый».
▪️Иллюстраторы которые все зарисовывали на стенах храма, города, статуи делали.
Они же фотошопили Нефертити. Рисовали её, лепили, убирали лишнее, худили чтобы была красивее, чем на самом деле.
И он был одним из первых фараоном-политиков, кто заставлял зарисовывать себя семейного с детьми и женой, работал на разные аудитории.
▪️Копирайтеры, которые всё записывали - почему этот фараон и его жена классные.
Помимо создания личного бренда, фараоны занимались туристическим и промышленным пиаром.
Строили пирамиды, храмы, сфинкса.
Всем приезжим делали презентацию, чтобы купцы, помимо покупки папируса, ещё по сарафанному радио рассказывали, как там красиво, что фараон сын Бога и у него красавица жена, надо и вам тоже поехать посмотреть.
Пирамиды были рассчитаны на вау-эффект. Потому что похоронить можно было и в пустыне в песке. Так же, как и Бурж-Халиф в Дубае нужна не для того чтобы в ней жить, а для того чтобы на фоне её все фоткались, и чтобы сказать у нас самая высокая башня в мире. Логика всех известных построек такая «у нас круче всех».
Каждая из стран вы*бывались, как могли.
В это же время в Вавилоне строили висячие сады Семирамиды - сад в пустыне, похожий на зелёную гору. Тоже был вау-эффект.
На Родосе ставили статую бога Солнца. Представьте, вы ничего круче тростника не видели, а тут целая гигантская статуя из золота на въезде в город. Конечно вы этот город и товар от местных купцов запомните лучше, благодаря этой статуи.
Вот вы закупщик, вы куда лучше поедите: в степь к волкам или туда, где люди чудеса настроили?
В Египет до сих пор едут на пирамиды со Сфинксом посмотреть.
Красили все золотой краской, чтоб офигели от богатства.
Так работает визуал.
Помимо визуала подмешивался караван о*уительных историй, о том какие там герои, чудеса, боги.
Автор, начинал рассказывать, где че интересного, иногда прип*здывал, но люди велись.
Потому что у любого бренда или товара должна быть история, сам по себе чёрный квадрат Малевича ничего не значит, а вот пиар вокруг него и истории ценны.
Активная реклама путешествий.
По-мимо статуй и сооружений ещё рассказывалось: вот например у нас, на Крите бои с быками и бабы с голыми сиськами ходят.
Это рекламные макеты вешали на въезде в город и дворцы.
В Помпеи была реклама публичных домов, где рисовали, какое волшебство они там могут творить.
В храме Диониса или Бахуса напился, в храмах Афородиты секс поделал. Заодно товар закупил. Прошёлся по воронке продаж.
Создавался спрос и все хотели понаехать на эту местность, как из Пензы в Дубай)
Самым простым способом пиара страны была упаковка. Пром сувениры типа «I love NY».
Когда товар привозили из-за бугра, не было тогда сайтов, поэтому на упаковке рассказывали про свою страну. Древние греки первые, кто начали это применять.
Рисовали на амфорах (упаковка для вина или масла) легенды и как добывают масло.
Таким образом они распространяли и свою культуру и пиарили товары. До сих пор оливковое масло из Греции считается лучшим.
Была реклама китайских и японских производств БИ ТУ БИ. Где красивые бабы на шелке рисуют, фарфор делают или бумагу изготавливают.
Реклама пива, реклама флорентийской ярмарки, реклама добычи меда, печатных станков.
В средние века лучшими рекламными агенствами были монастыри, работали, как типография, потому было много умеющих писать и рисовать монахов. Они вписывали и врисовывали в книги, то что им заказали. Плюс они проповеди читали и у них был высокий коэффициент доверия.
Вообщем маркетинг, пиар, реклама были во все времена и кто понимал механику - тот был богат и знаменит по сей день)
Что бы быть такими же покупайте курс этот курс: https://adubrovskaya.ru/kurs
Конец.