Страшно, когда необразованные люди, добившись огромной аудитории, начинают рассуждать об истории, очень плохо её зная. Это просто становится опасным, так как поверхностные и совершенно ошибочные суждения оказываются концептуальными для людей мало начитанных (а таких в принципе большинство).
За Юрием Подолякой я давно наблюдаю, скачок его популярности был связан с началом специальной военной операцией на Украине, когда он начал делать довольно содержательные и интересные сводки с фронта, суммируя и анализируя информации о боевых действиях. Да, прогнозы Подоляки редко сбывались, он и Михаил Онуфриенко слишком много обещали и продолжают обещать своим зрителям, например, то, что Россия будет брать под контроль всю Украину, включая Галицию и Волынь, и от таких обнадёживающих обещаний больше вреда, чем пользы, но каналы Юрия на YouTube и в Telegram стали для меня одними из главных новостных ресурсов о текущих событиях на фронте.
А потом Подоляка вдруг начал рассуждать в своих материалах об истории и проводить параллели с сегодняшним днём. И оказалось, что истории он просто не знает. «Остапа несло» – как писали бессмертные Ильф и Петров.
[Подпишитесь здесь на мой канал, впереди ещё много интересных заметок]
Помню, он начал сравнивать нынешних эмигрантов, всех этих мелких бегунков, с волной русской эмиграции, произошедшей после большевистского октябрьского переворота 1917 года. И, мол, эмигранты той волны были "предателями". Как вам такое?
Я тут же написал Юрию в личном сообщении в ВК (и он вроде бы это прочёл):
«Юрий, добрый день. Вы заблуждаетесь, проводя аналогии между нынешней ситуацией и той гражданской войной. Сегодняшние процессы больше напоминают 1860-ые годы. Например, поток политической эмиграции в Европу после разгрома Польского восстания 1863-1864 гг. Как раз уезжали молодые нигилисты, либералы, революционеры. И у Польского, чисто националистического, восстания, начавшегося с ночной резни (убивали русских солдат), многочисленных терактов, было много сторонников в России. Как и сейчас. Те события 1860-ых вообще аналогичны сегодняшним. А что касается белой эмиграции, то уезжали-то как раз именно россияне, а не предатели или трусы (как сейчас) - православные, образованные, коммерчески активные, все те, кому в новой большевистской стране, нигилистически грубо отрицавшей всё прошлое, просто не стало места. Россия утратила даже собственное имя. Это сейчас как раз происходит русское возрождение. Но учитывающее и советский опыт и влияние западной культуры последних 30 лет. Поэтому хочу предостеречь Вас от некорректных аналогий. Большевики - это не патриоты России, это патриоты совершенно другого. А вот как раз многие эмигранты были патриотами именно России и всего русского - православная вера, классическое русское искусство, славная доблестная история, научные школы, военное дело. Всё то, что так важно сегодня».
Важно и то, что Подоляка и многие пролы (см. роман "1984") из службы исторического клининга, пытающиеся отмыть коммунистов от крови и, простите, дерьма, даже не в курсе, что эмигрировали не только "белые", но и "красные", "чёрные", "зелёные", все те противники Российской империи - социалисты, анархисты и т.д. - которые десятилетиями творили террор - убивали чиновников, грабили поезда, банки, кассы, почту и прочее ("экспроприации"), но не приняли большевистского переворота. Ярок пример Бурцева.
И кстати, прочтите это:
[Добавлю ещё и про казаков, которые после гражданской войны бежали за границу, а теперь их сообщества по всему миру, а такие есть даже в Австралии - поддерживают спецоперацию на Украине]
А сегодня у Подоляки в Телеграм-канале я прочитал следующий перл:
«Сенатор [в США] Дебби Стебенау: "Если бензин дорогой - пересаживайтесь на электрокары". Одна королева как-то на вопрос, что в Париже оканчивается хлеб, сказала: “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!” По итогу, такое отношение к народу закончилось для этой династии плачевно. Людовик XVI и его супруга (автор данного "афоризма") взошли на эшафот, где потеряли свои глупые головы»
Обратите внимание на то, какое у Подоляки представление о событиях Великой французской революции: «народ» против «династии». А в курсе ли Подоляка, что революцию 1789 года, взятие Бастилии и прочее организовали аристократы, одним из лидеров которых был герцог Орлеанский Филипп. Взявший себе имя «Эгалите» (фр. "равенство"). Кстати, принц крови, один из потенциальных наследников престола. И знает ли Подоляка, что до 1791 года во Франции по сути была конституционная монархия и убили короля в преддверии якобинского переворота, а королеву уже в период великого террора 1793-1794, когда убивали и аристократов, и профессуру, и духовенство, и предпринимателей, и политических оппонентов, а против крестьян (вот как раз вам «народ»), поддерживавших короля и в принципе монархически настроенных, была развёрнута кровавая гражданская война? А что касается фразы Марии Антуанетты про пирожное, историки подвергают сомнению её авторство. Вероятно, это был элемент пропагандистской борьбы. Фэйк.
И в том же телеграм-канале рядом со своим перлом про французскую революцию Подоляка публикует карту Российской империи и восхваляет размеры территории, которой мы тогда владели. Рассуждает про Польшу, Финляндию, Прибалтику, намекая, что мы всё это вернём…
И конечно же Подоляка неспособен увидеть историческую связь между якобинцами, которых он, судя по всему, так любит, и большевиками, как раз и раздробившими Российскую империю на части, распределившими исконно русские регионы (например, Киевскую, Черниговскую губернии) по каким-то советским социалистическим республикам. То есть, в голове у Подоляки совершеннейшая каша, хочется посоветовать ему сосредоточиться на сводках с фронта, они у него хорошо получаются.
А что касается такой несуществующей в реальности примитивной биполярной концепции, как «народ – враг власти; власть – враг народа» (а Подоляка как раз этой парадигмы и придерживается, рассуждая об истории: это как раз марксистско-ленинский научный материализм, диалектический материализм - то есть, удобная пропагандистская ложь, фальсификация и казуистика), хочется напомнить предтечу большевистского террора и большого поклонника якобинцев П.Г. Заичневского, дворянина, сына генерала, студента Московского университета. В революционной пропагандистской прокламации «Молодая Россия» (распространялась в 1862 г.) он представил российское государство как две партии: народная и императорская. И первая непременно должна уничтожить вторую.
«Выход <…> один – революция, революция кровавая и неумолимая, – революция, которая должна изменить радикально все, все без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка. Мы не страшимся её, хотя и знаем, что прольётся река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы; мы предвидим всё это и всё-таки приветствуем её наступление, мы готовы жертвовать лично своими головами, только пришла бы поскорее она, давно желанная».
Вот так.
Обещаю в ближайшие дни подготовить подробную статью об основных событиях якобинского террора 1793-1794.