Когда я веду свои обучающие программы для педагогов, одно из главных открытий неизменно происходит в момент, когда мы завершаем первое практическое упражнение (мы его делаем в группах по 4-5 человек), и перед переходом к следующей части я говорю: «А теперь широко улыбнитесь, обведите глазами всех участников вашей группы и скажите громко: «Спасибо за совместную работу» или, если педагоги у меня работали в парах, я могу сказать: «А сейчас улыбнитесь, повернитесь к коллеге и скажите: «Спасибо тебе!» Дальше все бурно друг друга благодарят, аудитория наполняется мощнейшей позитивной энергетикой. А потом я добавляю: «И с вашими учениками делайте, пожалуйста, то же самое. После каждой парной или групповой работы учите их благодарить друг друга, смотреть друг другу в глаза, улыбаться. Недостаточно того, что вы им от лица педагога скажете: «Спасибо», они же тоже могут это сказать. Как иначе мы научим им их этому важнейшему навыку социализации? Потом во взрослой жизни это нужно будет делать постоянно. Пусть начинают уже в школе, готовьте их к реальной жизни». И вот тут я всегда в 100 процентах случаев слышу из аудитории: «А ведь и правда», «Никогда не задумывалась», «А ведь это так просто».
Благодарить и правда просто. А главное — полезно. Про благодарность есть и научные данные. Регулярная благодарность, согласно исследованиям, помогает повысить уровень счастья и даже благотворно влияет на лечение болезней. Да-да, сравнивали группу людей, которые 10 недель ежедневно записывали вечером, за что они благодарны своей жизни сегодня, с группой людей, которые записывали, что их в течение дня расстроило. У первых повысился уровень эндорфинов, субъективный уровень оптимизма, сократилось количество жалоб на здоровье и даже визитов к врачу! Про это и другие исследования, вы можете в оригинале прочитать вот тут в публикации Гарварда от 2021 года.
А я хочу поделиться разными практиками благодарности, о которых знаю. Пишите в комментариях свои )))
🖤 писать благодарственные записки (письма, e-mail), короткие сообщения даже там, где в обычной жизни это кажется чем-то лишним. Ну то есть не после того, как кто-то что-то для вас сделал, а просто так. Без всякого повода написать записку своему сотруднику или коллеге, повесить такую записку на холодильнике мужу или ребёнку
🖤 благодарить мысленно, если совсем нет времени писать, взять в привычку смотреть на людей с точки зрения, за что я ему/ей благодарен, пытаться найти, за что. Даже самые гадкие люди нас чему-то учат
🖤 вести дневник благодарности
🖤 каждый вечер осуществлять практику вечерней благодарности, как это делали в эксперименте, описанном выше. Перечислять (а лучше записывать) три вещи, за которые вы благодарны прошедшему дню. Я это ввела в свои ежедневные рутины и уже сделала привычкой
🖤 если вы педагог, введите в практику уроков после каждого парного /группового занятия учить детей громко благодарить друг друга
Поделитесь своими практиками благодарности )))
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.