Многие в свое время с удовольствием посмотрели популярный во всем мире британский сериал «Айтишники» «IT Crowd». Нелепые и смешные ситуации, в которые попадают главные герои в каждой серии, кажутся невозможными в реальной действительности, однако любая IT-компания, имеющая дело с ПО или «железом» может поделиться таким количеством курьезных случаев из собственной практики, что их хватит на пару-тройку ситкомов.
Итак, несколько историй из жизни нашей компании:
Цикл историй «Письма счастья» или шифровальщик тоже вирус, хоть и не Covid
История первая, техническая
Собрались мы как-то большой компанией программистов, 1С аналитиков и спецов техподдержки в симпатичном кафе отметить завершение рабочей недели. И вот у меня заказан шашлык, салатики, нам уже принесли напитки, все складывается как нельзя лучше, и тут мне звонит сисадмин одного из самых преданных наших клиентов, с которым мы сотрудничаем долгие годы, и орет в трубку: «Парни, нас шифруют!».
Мы вылетели из кафе со скоростью американских пожарных в фильмах при команде «По машинам!». У клиента, компании по оптовой торговле спиртными напитками, стоит 1С: Управление торговлей 8, а во время описываемых событий там происходила отправка в ЕГАИС накладных, короче, что такое не везет и как с этим бороться.
Пока мы ехали на другой конец города, я представлял, как нам сначала открутит голову директор этой алкогольной компании, мужчина с лицом и привычками главы ОПГ из 90-х, и как потом я буду откручивать голову всей тамошней бухгалтерии, т.к. только днем я эмоционально прочитал им лекцию про не открывать «письма счастья», типа из налоговой и пр., в которых нет текстовых или табличных прикрепленных файлов, а только ссылка или файл-экзешник. И тут такое.
Оказалось, на бухов мы грешили зря, сторонний хакер набрел на наш динамический айпишник, через сканирование портов нашел открытый порт, через него проник на сервер, подобрал пароль к учетке и начал шифровать подряд все, что через эту учетку было доступно, причем сделал это быстрее, чем я рассказываю.
Открытый порт – это наш любимый 3389 (rdp) – удаленный рабочий стол. Это мы все выяснили, когда отрубили сервер и отключили интернет.
А самое интересное то, что даже через учетку главбуха этот хакер не смог зашифровать базу данных 1С. А все потому, что хакер не умел работать в 1С от слова «совсем», у клиента 1С по файл-серверному варианту, файл с базой как раз был в работе, т.е. зашифровать базу данных во время работы 1С нельзя, а хакер не догадался закрыть процесс, а сисадмин – красавец, быстро сообразил, вызвал группу быстрого реагирования в нашем лице и хэппи энд!
История вторая, лирическая
Тост для грузинских сисадминов
«Где-то далеко, возможно в Шаолиньском монастыре, когда-то давно, пару месяцев назад, мудрый учитель по имени IT-мастер сказал как-то своему ученику:
- Запомни навсегда: есть 3 вида людей: те, кто делает бекапы и те, кто не делает бекапы.
Ученик спросил:
- Учитель, а кто тогда третий вид?
- Это чудаки, которые не учатся.
Так выпьем же кофе за то, чтобы мы всегда были первым видом людей!»
Утро понедельника, ничто, как говорится не предвещало, птички пели за окном и на душе, погоды стояли летние, в недалекой перспективе светил отпуск.
День начался с планирования на неделю и просмотра почты, в общем, с выполнения обычных рутинных задач.
Около 10 утра поступил звонок от клиента с просьбой посмотреть, почему не открываются файлы на сервере. И снова у меня в груди ничего не екнуло, обычное же дело. Одной рукой держу чашку с кофе, второй подключаюсь к серверу и понимаю, что кофе уже не такой вкусный, все данные на сервере зашифрованы, о чем приветливо сообщает открывшийся при входе на сервер текстовый файл с реквизитами для связи с «доброжелателями».
В сообщении так и было написано: Ваша безопасность оставляет желать лучшего, поэтому мы смогли зашифровать ваши данные, вы можете связаться с нами по почте такой-то, и мы расшифруем ваши файлы, только вам придется немного заплатить нам за проверку вашей системы безопасности, ну типа мы же работу сделали, давайте оплачивайте.
Нас таким уже не удивишь, многолетний опыт работы научил делать бэкапы, как шутят в интернете: cистемные администраторы делятся на два типа: те, кто не делает резервные копии и те, кто уже делает резервные копии.
Захожу в инструменты восстановления резервных копий и понимаю, что кофе стал просто отвратительным, как и вся моя жизнь на тот конкретный момент, копий нет. Проверяю, каким образом зашифровали сервер – пользователь открыл файл с почты, удаляю остатки вируса шифровальщика, проверяю все возможные варианты восстановления данных – безрезультатно. Отправляюсь в гугл на поиски дешифратора – дешифратора не существует (понимаю, мысль была так себе и продиктована отчаянием, дешифраторов-то в принципе не нагуглишь, иначе вирусные «письма счастья» не были бы так распространены), в голове начинают мелькать мысли, что сказать клиентам, представил, как на меня кричит их главный бухгалтер, и посчитал, сколько километров до ближайшей границы от моего рабочего места.
Решил связаться с «доброжелателями», написал им на почту, жду ответа. Время клонилось к вечеру, солнце – к закату, объяснил клиенту, что данные зашифрованы, ответил на большое количество вопросов под общим названием «Как так получилось, и за что мы вам деньги платим», сообщил, что работаю над восстановлением. Параллельно с этим вспомнил свою учительницу русского языка и литературы: когда она вызывала для чтения стихов к доске, а ученик пытался напоследок пробежаться взглядом по произведению (сейчас как запомню за 20 секунд всю эту поэму на полторы страницы) и медленно выходил (а чего торопиться-то, вдруг инопланетяне успеют захватить Землю, тогда и стих не надо рассказывать), любила говорить «перед смертью не надышишься», но я все же промолчал про отсутствие копий, мысленно утешая себя широко известной в узких кругах поговоркой «Бекап – это признак трусости».
Пришло ответное письмо, на которое была последняя надежда, но сумма, указанная в BTC (биткойнах) оказалась космической, в этот момент я пожалел, что бросил курить. Решил взять паузу, чтобы собраться с мыслями и корректно объяснить клиенту, что данные не восстановить, параллельно размышляя, как же так получилось, что копий нет.
Набрался сил и аргументов, взял телефон, и в этот момент мне позвонил коллега с вопросом, не видел ли я его солнечные очки? Его ожидали две недели в солнечной Греции. Мне было совсем не до них, но я решил посмотреть, попутно делясь той бедой, которая на меня свалилась. Выслушав меня, коллега веселым довольным голосом, сообщил, что в последний рабочий день он наконец-то выполнил задачу по переводу серверов на новую систему резервного копирования, которая висела до этого несколько месяцев, но не успел отметить в системе CRM новые данные по резервному копированию. Я сжал его очки так, что они захрустели, и высказал ему все, что об этом думаю. В общем данные были удачно восстановлены, мы еще раз отметили важность резервного копирования, своевременного ведения документации и коммуникаций между сотрудниками, кофе снова был вкусным даже в полностью остывшем состоянии.
Цикл историй «Клиенты всякие нужны, клиенты всякие важны, но иногда прям ой»
История первая. Как мы теракт предотвращали.
Приходит к нам как-то клиент, солидный такой мужчина, хорошо одетый, с дорого выглядящей кожаной объемной сумкой в руках к нам и говорит: Нужна мне программа для учета товара.
Мы: Да, конечно. Управление торговлей называется, можем вам ее поставить.
А у нас прямо рядом со столом стоят коробки с 1С.
Мы говорим: Вот, пожалуйста, вот эта коробка с 1С: Управление торговлей, её мы Вам и поставим.
Он взял коробку, покрутил в руках, говорит: Хорошая коробка, красивая. А еще мне нужно рабочее место менеджера, который будет этот товар развозить, сделать, чтобы он автоматически делал заказы, водители там были и так далее, ну, короче, полное внедрение
Мы: Все сделаем в лучшем виде, не волнуйтесь. И типовую версию оставим, и ещё дополнительно сделаем расширение.
Сидим с ним душевно, обсуждаем, ТЗ небольшое составляем, чай с печеньем пьем. Приятный клиент, ТЗ подписали, бюджет обсудили, план наметили. Чай выпили, руки пожали друг другу и через 2 недели встретиться договорились, как раз наш программист напишет рабочее место.
Ушел наш клиент, вышли мы с программистом покурить и обсудить заказ, потом зашли что-то уточнить у девчонок в маркетинге, не помню, что, но девчонки симпатичные, поэтому зависли мы у них минут на 10, время обеденное было. Возвращаемся дружно в офис, а там на входе толпа народу и все нервные какие-то, внутрь на рабочие места нас не пускают. Спрашиваем, что случилось, объясняют, что наш клиент оказывается свою кожаную сумку оставил прямо у моего стола, ну чай пили, ТЗ подписывали, он ее на пол и поставил, чтобы руки были свободны. И ушел без сумки. Про сумку все в офисе вспомнили, когда минут через 10 после того, как мы с программистом вышли, в сумке что-то громко тикать начало. И не прекращает до сих пор. А вы бы что подумали? Ну вот и мы собрались звонить в полицию, понимая, что сейчас оцепят здание, всех эвакуируют, значит все наши срочные дела на сегодня превратятся в разгневанных клиентов, и тут мне на сотовый звонит тот самый клиент. Перевожу телефон на громкую связь, я ж не переговорщик, не знаю, что говорить, если он потребует миллион долларов и вертолет, а люди вокруг может что подскажут. Друг программист у меня под боком быстро в мобильнике вводит запросы: как говорить с террористами и какой провод резать.
А в моем телефоне раздается безмятежный голос: Я у вас сумку забыл, в ней кошелёк с деньгами и с карточками. Думаю, ага, дураков нет, сейчас мы в твою сумку полезем посмотреть, и как рванет.
И тут наша секретарша Анечка пищит где-то рядом: У Вас в сумке что-то тикает. Это не бомба?
И тут наш клиент начинает ржать, именно не смеяться, а громко в голос ржать и сквозь смех выдавливает: А я-то думаю, где дочка планшет потеряла, в садике что ли оставила.
Оказывается, утром он дочку в детсад отвозил, и она в его сумку свой планшет с детскими игрушками засунула, а вытащить забыла. В общем дочку в садик, сам к нам, а на планшете от случайного нажатия, что ли, запускается игра по изучению детьми английского. И там картинка с часами на стене, стрелка вертится, часы тикают, показывается время и предложения, типа столько-то времени.
Когда мы отсмеялись всем офисом, мы проверили и розовенький планшет, и толстый кошелек и убрали все в сейф. Утром клиент прислал курьера, которому мы сумку благополучно отдали, а сами еще дня два нервно смеялись по каждому поводу.
История вторая. Человеческий фактор
У нас есть давний клиент, с которым работаем уже несколько лет подряд. За каждым клиентом закреплен постоянный программист для решения его задач. Клиент работает в основном в ночные часы, а мы до 18-00 по МСК, но программист мог подключаться к нему и в более позднее время.
У нас в компании все заявки, поступающие от клиентов, распределяет координатор между ответственными программистами с 9-00 до 18-00 по МСК.
Так вот, как-то раз координатор, как обычно, пришел в офис на работу, налил себе кофе (как без этого), запустил почту, с удивлением обнаружил 100500 писем от этого клиента, которые он присылал в промежутке между 4 и 5 часами ночи через каждые 10-15 минут нашему программисту. Клиент писал об ошибках, которые выдавала его программа и из-за которых нельзя было даже на компьютере работать. Изображение на мониторе дрожало, прыгало, ничего не видно. А они отчет сдавали в налоговую, вот и задержались, не успевали.
Негодование и отчаяние клиента были настолько велики, что в его письмах цензурным было только имя нашего программиста, мы столько ненормативной лексики даже и не знали, невзирая на богатый жизненный опыт. Ближе к 6 утра клиент успокоился, и не получив ответа, в одном и том же письме отправил программиста по всем известному адресу и пообещал нам всем встречу с проверкой из прокуратуры.
Наш программист, практикующий много лет тайцзицюань и восточные дыхательные практики, невозмутимо пригладил бороду и набрал со своего мобильного этого клиента, после чего – внимание – сказал: «Доброго дня! Внимательно смотрим на клавиатуру и убираем с нее лишнее». После этого в трубке воцарилось молчание, потом трубку бросили с той стороны, но перезвонили через два часа и очень извинялись два человека: директор и главбух.
Вывод: не нужно класть ничего на клавиатуру, иначе можно нечаянно зажать клавишу Ctr и получить нервный тик монитору и себе. Главбухша клиента тяжелую папку со счетами самым уголком положила на край клавиатуры, как раз на клавишу Ctr слева и все: Эта ваша 1С не работает, все дергается, ничего не видно. И традиционное: За что мы вам деньги платим?
В общем, как сказал после этих коллективных извинений программист: «Опыт не пропьешь, как ни старайся. Но мы над этим работаем».
Кстати он еще сказал, что помогает и команда: «Переверните клавиатуру и постучите по ней». Поэксперементировали у клиентов, из клавиатур в бухгалтерии помимо крошек выпали скрепки, иголки и странные мелкие предметы непонятного происхождения.
Позднее с клиентом провели встречу, душевно побеседовали. С клиентом работаем и по сей день!
Цикл историй «Наши сотрудники»
История «Потому что нельзя быть на свете красивым таким»
Есть такие самолёты, МИГ называются. И возле станции метро «Динамо» находятся их производственное здание.
Я раньше и не знал, что там эта самолетостроительная компания.
И вот они позвали нас автоматизировать и внедрить 1С.
Я сразу загорелся: как же, будем самолёты автоматизировать! А если потом еще покатают и порулить дадут в награду за хорошо выполненную работу – так это ж вообще, как говорится, сбыча детских мечт.
Все оказалось намного прозаичнее - у них есть гостиница в Крыму, и вот туда надо поехать, установить там программу, научить пользователей. Дописать какие-то их «хотелки», и на всё про все 2 недели.
Конечно же мы согласились.
Это была чудесная неделя.
Мы просыпались в 8 утра и шли на море купаться.
После этого у нас был завтрак, причём очень плотный. Потом собственно работа: обучение пользователей, дописывание, доделывание. В 12:00 снова шли купаться и загорать. Потом обед, не менее плотный, чем завтрак, работа, вечерний заплыв и прогулка по берегу моря.
Это были незабываемая неделя отдыха, то, что мы в перерывах между отдыхом работали - вообще было незаметно.
На выходных мы еще поехали в экскурсию по горам и ущельям Крыма.
Коллеги, оставшиеся в офисе, начали нас активно ненавидеть, и тут к нам приезжает приёмная комиссия из Москвы.
Конечно мы их встретили хорошо, по-деловому, всё им показали в рабочем порядке – и где лучше купаться, и где песочек мягче, и где лучше в воду заходить. В общем, мы к ним со всей душой, а они возьми, да и обгори на солнце.
На них невозможно было смотреть без слез (от смеха): они были красные, как раки, которых только что вытащили из кастрюли с кипящей водой. В общем, то, что мы над ними смеялись – это неправда, так, ласково подшучивали, типа ой, а что это вы на массаж спины не идете? Там классно. А, у вас спины обгорели и болят, поэтому такие красные. А мы-то думали, что вы нерусские, типа краснокожие какие-то, нацменьшинства.
И когда дело дошло до проверки нашей работы, они нам отомстили. Вот стоит она с красной спиной, почесывается и на меня орет, а мне уже не смешно, потому что нам столько претензий выдвинули, что у нас не только спины, у нас и уши, и лица заполыхали.
Пришлось вызывать нашего руководителя проекта.
Он сказал, что это типовая система, и мы за неё не можем нести ответственность, и что все указанные недостатки для пользователей несущественны. И проверяющие согласились.
Пользователи - администраторы и менеджеры гостиницы - были счастливы, что им наконец-то поставили новую систему, которая умеет принимать заявки с интернета, учитывать занятость номеров, и в ней еще много всего интересного.
Скажете, что можно было и не звать руководителя проекта, типа мы бы и сами все это сказали? Ну так мы и сказали, только нас никто не послушал, аргументации маловато. А почему руководителя послушали? Так вот, пару слов о нем.
Есть у нас в офисе толковый парень, умный очень, в 1С разбирается на уровне «Супер-Мастер-Эксперт-Небожитель», одна у него беда – вылитый Данила Козловский, это который наше все в Голливуде (это меня девчонки коллеги просветили).
Погуглил я как-то этого Данилу, точно, наш бессменный руководитель разных проектов с ним - одно лицо прям на двоих. Для него это беда – женщины проходу не дают, а для нас – последний рубеж обороны в критических ситуациях. Ну вот прям когда клиент кричит, что все не так, возвращайте деньги, иначе встретимся в суде, у нас остается право на один звонок, если клиент женщина. И мы звоним нашему офисному «Даниле». Он приезжает, конфликт исчерпан, документы подписаны, простые работяги вроде меня могут быть свободны.
Так и в этот раз, мы отдохнувшие и загоревшие поехали домой дальше работать, а руководитель остался мосты дружбы наводить. Ну ему отдых на море полезен, пусть отдохнет, приедет, тут у меня к нему как раз просьба про договоры с двумя крайне капризными бизнес-леди с очень перспективными проектами, у меня все аргументы по описанию программных продуктов закончились, остался только аргумент про высокий профессионализм команды проекта, тут-то я им нашего руководителя и позову.