Найти тему

Выставка Скопиской керамики

Город Скопин является одним из районных центров Рязанской области. С 19-го века прославился своими изделиями гончарного промысла. Керамические изделия в данной местности начали производить уже в 12-веке. В настоящее время городу более 400-т лет. В 17-м веке Скопин являлся вотчиной острожек боярина Н. Романова. Название городу дала хищная птица семейства ястребиных Скопа.

Скульптура «Дракон». Конец 19-го века.
Скульптура «Дракон». Конец 19-го века.

Художественные изделия из керамики в городе первыми начали выпускать братья Федор и Василий Оводовы во второй половине 19-го века. Свой секрет изготовления свинцовой глазури они переняли у липецких мастеров. Главным является особенность формирования изделий: из длинных кусков глины, соединяемые между собой жидко разведённой глиной.

Квасник «Двуглавый орёл» и сосуд «Птица». Конец 19-го-начало 20-го веков.
Квасник «Двуглавый орёл» и сосуд «Птица». Конец 19-го-начало 20-го веков.

На протяжении двух веков керамика Скопина представляла собой сложное явление: смесь из городского стиля и далее стиля модерн, а также элементы лубка. По характеру скопинское художественное гончарство относится к народному «примитиву». Сюжет художественных вещей стоится на основе схожести деталей сосуда с обликом животного или птицы.

Скульптура «Кентавр». Конец 19-го века.
Скульптура «Кентавр». Конец 19-го века.

В начале 20-го века произведения скопинских мастеров выставлялись в Париже (1900), Петербурге (1902), вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина.

Скульптуры «Гармонист» и «Певец». Конец 19-го-начало 20-го веков.
Скульптуры «Гармонист» и «Певец». Конец 19-го-начало 20-го веков.
Скульптуры «Двуглавый орёл» и «Орел», подсвечник «Двуглавый орёл». Конец 19-го-начало 20-го веков.
Скульптуры «Двуглавый орёл» и «Орел», подсвечник «Двуглавый орёл». Конец 19-го-начало 20-го веков.
Игрушки-свистульки. Начало 20-го века.
Игрушки-свистульки. Начало 20-го века.
Сосуд "Слон". 1920-30 гг.
Сосуд "Слон". 1920-30 гг.
Декоративный сосуд "Лев". 1930-е.
Декоративный сосуд "Лев". 1930-е.
-9

Кувшин-рыба. М.М. Пелёнкин. 1950-е.

Самовар "Скопинский". А.И. Рожко. Середина 1980-х. Медведь с балалайкой. Гармонист. А.В. Курбатова. 1984.
Самовар "Скопинский". А.И. Рожко. Середина 1980-х. Медведь с балалайкой. Гармонист. А.В. Курбатова. 1984.
Сосуд "Лев". А.В. Курбатова. Начало 1980-х. Декоративный подсвечник на двух птицах. С.И. Поляков. 1987.
Сосуд "Лев". А.В. Курбатова. Начало 1980-х. Декоративный подсвечник на двух птицах. С.И. Поляков. 1987.
Квасник двухкольцевой. Л.А. Воронова. 1982. Всадник. А.В. Курбатова. 1984.
Квасник двухкольцевой. Л.А. Воронова. 1982. Всадник. А.В. Курбатова. 1984.
Сосуд "Кентавр". Т.К. Голованова. 1987.
Сосуд "Кентавр". Т.К. Голованова. 1987.
Квасник с рыбой. 1987. Питьевой набор "Тёмный". 1994. Т.В. Лощинина.
Квасник с рыбой. 1987. Питьевой набор "Тёмный". 1994. Т.В. Лощинина.
Квасник со львами. Т.А. Киселева. 1995. Подсвечник "Лев". М.А. Линева. 1989.
Квасник со львами. Т.А. Киселева. 1995. Подсвечник "Лев". М.А. Линева. 1989.
Квасник. Т.В. Лощинина. 1994.
Квасник. Т.В. Лощинина. 1994.
Ваза «Лукоморье». Т.К. Голованова. 1997.
Ваза «Лукоморье». Т.К. Голованова. 1997.

P.S. В статье использованы материалы Каталога выставки "Скопинская керамика XIX-XX веков". Рязань. 1998.

Благодарю за внимание. Ставьте лайки, делитесь ссылкой.

-18