Найти тему
ОтЛичная Жизнь

Знаменитые атланты Эрмитажа - интересные факты и исторические фотографии

Атланты появились на Миллионной улице в 1848 году, почти на три года раньше окончания строительства Нового Эрмитажа – первого в России здания, которое было построено специально для размещения музейных коллекций.

Десять пятиметровых статуй атлантов были встроены в галерею, которая украшала главный вход в музей, который находился здесь вплоть до середины 1920-х годов.

Атланты в наши дни
Атланты в наши дни

Гигантские исполины сделаны из сердобольского гранита, который активно добывали близ города Сердоболь, ныне известный как Сортавала.

Интересно, что когда разрабатывался проект Нового Эрмитажа, его автор архитектор Лео фон Кленце, предлагал на выбор два варианта украшения входной группы – с атлантами (мужские статуи) и кариатидами (женские статуи).

Женские статуи в таких больших размерах показались приемной комиссии «неприличными» и было решено делать атлантов.

-2

Прообразом для статуй Нового Эрмитажа послужила гигантская фигура атланта, сохранившаяся от храма Зевса Олимпийского (480 года до н.э.), найденная в древнем городе Агридженто, который находится в Сицилии.

Фигура атланта, найденная в древнем городе Агридженто. Источник фото: wikipedia
Фигура атланта, найденная в древнем городе Агридженто. Источник фото: wikipedia

Атлантов Эрмитажа, под руководством скульптора А. И. Теребенёва, целых два года изготавливали 150 мастеров-каменотесов.

Процесс изготовления атлантов для Нового Эрмитажа. Журнал "Иллюстрация", № 56, 1846 г.
Процесс изготовления атлантов для Нового Эрмитажа. Журнал "Иллюстрация", № 56, 1846 г.

Начав свою «жизнь» со времен, когда мостовыми были булыжными, а транспорт гужевым, атланты являются немыми свидетелями истории – они все так же, как и 170 лет назад, стоят на своих местах и наблюдают за тем, как меняется наша жизнь.

Предлагаю и нам с вами совершить небольшое путешествие во времени и посмотреть каким был мир, "увиденный глазами атлантов".

Первые годы после строительства Нового Эрмитажа, повозка с лошадью возле входа. Фото 1857-1860 гг. Источник: pastvu
Первые годы после строительства Нового Эрмитажа, повозка с лошадью возле входа. Фото 1857-1860 гг. Источник: pastvu
Фото конца 1800-х годов. Практически пешеходная Миллионная улица, транспорта в то время было еще мало. Возле Нового Эрмитажа уже отсутствуют газовые фонари (черные, на предыдущем фото). Возможно, на фото попали заканчивающиеся работы по их демонтажу. Источник: pastvu
Фото конца 1800-х годов. Практически пешеходная Миллионная улица, транспорта в то время было еще мало. Возле Нового Эрмитажа уже отсутствуют газовые фонари (черные, на предыдущем фото). Возможно, на фото попали заканчивающиеся работы по их демонтажу. Источник: pastvu
Начало 1900-х годов, улица выглядит уже более оживленной, дамы на входе в музей, видимо, ищут свои пригласительные билеты (раньше посетить музей можно было только по ним). Кстати, снова появились фонари, но на этот раз, уже электрические. Источник: pastvu
Начало 1900-х годов, улица выглядит уже более оживленной, дамы на входе в музей, видимо, ищут свои пригласительные билеты (раньше посетить музей можно было только по ним). Кстати, снова появились фонари, но на этот раз, уже электрические. Источник: pastvu
1911-1912 годы, вот уже на улицах города появились первые таксомоторы. На фото один из таких, автомобиль марки Гаггенау, везет с ветерком какого-то горожанина и даже не подозревает, что вошел в историю. Источник: pastvu
1911-1912 годы, вот уже на улицах города появились первые таксомоторы. На фото один из таких, автомобиль марки Гаггенау, везет с ветерком какого-то горожанина и даже не подозревает, что вошел в историю. Источник: pastvu

Следующие годы атланты видели, как сказалась на стране Первая мировая и как перестала существовать Российская Империя, как эвакуировали фонды музея и возвращали их вновь, как переименовывали улицы и площади и, как страна погружалась в эпоху перемен...

1919 год, демонстрация в честь второй годовщины Революции. Миллионная улица теперь именуется улицей Халтурина, а город Петроградом. Источник: pastvu
1919 год, демонстрация в честь второй годовщины Революции. Миллионная улица теперь именуется улицей Халтурина, а город Петроградом. Источник: pastvu
Первомайское шествие в 1920 году. Пропаганда процветает - на глобусе транспарант со словами: "Владыкой мира будет труд!" Источник: pastvu
Первомайское шествие в 1920 году. Пропаганда процветает - на глобусе транспарант со словами: "Владыкой мира будет труд!" Источник: pastvu
В том же году в Эрмитаж вернулись эвакуированные во время Первой мировой коллекции. Источник: pastvu
В том же году в Эрмитаж вернулись эвакуированные во время Первой мировой коллекции. Источник: pastvu
1930-е годы, город пытается жить обычной жизнью. Источник: pastvu
1930-е годы, город пытается жить обычной жизнью. Источник: pastvu

Кстати, видите трещину на ноге у атланта? Эти трещины появились на запястьях и щиколотках скульптур в 1930 году. В то время даже было расследование, т.к. решили, что причина их появления - землетрясение.

Для этого на какое-то время установили сейсмограф, удивительным образом, зафиксировавший колебания.

Однако, как выяснилось, причиной стало не землетрясение, а резонанс, который был вызван тем, что "волна" от проезжающего транспорта распространялась неравномерно, т.к. была изменена кладка мостовых - у Эрмитажа она была торцовая, а перед дворцом булыжная.

Вот что по этому поводу написали тогда в журнале "Ёж":

Вообще, атланты Нового Эрмитажа, как и само здание, оказались достаточно удачливыми и, кроме естественных трещин, получили повреждения только однажды - это был снаряд, попавший в портик во времена ВОВ.

1941 год, поврежденный портик Нового Эрмитажа. Источник: pastvu
1941 год, поврежденный портик Нового Эрмитажа. Источник: pastvu
А здесь уже ремонт перед открытием музея, 1945 год. Источник: pastvu
А здесь уже ремонт перед открытием музея, 1945 год. Источник: pastvu

Постепенно город и страна, оправлялись от шоков эпохи перемен (здесь я имею в виду период с 1914 по 1945 годы), а жизнь понемногу входила в привычную колею.

Улицы наводнили многочисленные автомобили и другой транспорт.

Люди погрузились в заботы и радости, не всегда простой, но более-менее спокойной жизни.

Конечно, будут еще "бури", которые предстоит выдержать людям, но, главное, что не будет больше вoйн.

1960 г.
1960 г.
1970 г.
1970 г.
1980 г.
1980 г.
1990 г.
1990 г.
-20

Меняются люди, меняются события, меняются эпохи, а наши атланты все также покорно держат на своих плечах портик Нового Эрмитажа и все также готовы быть свидетелями истории, которая пишется и сегодня.

Спасибо всем за внимание и до новых встреч на канале "ОтЛичная Жизнь"!