Найти тему
Пограничный контроль

Не забывать и не прощать – чем месть отличается от возмездия?

Сегодня, 4 июня, день рождения отмечает человек, когда-то вернувший в наш обиход старый лозунг «Не забудем и не простим». Не является ли эта фраза призывом к совершению мести? И как тогда быть с тем, что к мести призывает, вроде бы, уважаемый нами человек? Мстительность же вообще, как мы уже выяснили, является одним из признаков зла. Получается, он – зло, этот человек, и все, что о нем говорили раньше – правда?

На самом деле, тут кроется огромная смысловая подмена, основанная на определенной путанице в значении слов и понятий. Эта путаница, конечно же, возникла далеко не случайно – она целенаправленно культивируется и используется, например, в пропаганде, чтобы ловко представлять добро злом. Если человек не способен прощать, злопамятен и мстителен, о каких его хороших свойствах и качествах можно вообще говорить? То-то же.

В действительности, лозунг «не забудем и не простим» призывает вовсе не к мести, а к возмездию. А это разные вещи. Мстить человек, как мы хорошо знаем, может за что угодно – даже за то, что у него болит голова, а вы сегодня слишком хорошо выглядите. Значит, завтра на вас настучат директору какую-нибудь байку, и вы пойдете на ковер и вас лишат премии. Мотив мести существует только в голове мстительного человека, и он мало основан на реально существующих обстоятельствах. Не за что мстить – придумает за что. Всегда, как говорится, найдется.

newsweek.com
newsweek.com

Возмездие – это совсем другое. Объект возмездия всегда находится в правовом поле. Это, собственно говоря, может быть любое деяние, указанное и прописанное как неправомочное, преступное. Вот написано, например, в законе, что воровство или клевета – это преступление. Значит, надо доказать, что факт воровства или клеветы был. Затем доказать, что их совершал вот этот конкретный человек. Затем все эти доказательства собираются вместе и передаются в суд. И суд определяет меру наказания – это и есть возмездие.

Справедливое возмездие всегда предполагает релевантную меру наказания, то есть соответствующую проступку. Это не так, например, что человек над вами посмеялся, а вы ему сарай сожгли – это месть. Человек ничего преступного не делал – хочет смеяться и смеется, и жечь сарай ему за это вообще не релевантно. Возмездие же соотносится с тяжестью деяния. И если человек, допустим, за мошенничество на миллион осужден на больший срок, чем убийца – это несправедливое возмездие и тоже сильно смахивает на месть.

Степень справедливого возмездия должна быть одинаковой для всех, кто совершил схожие деяния. Именно поэтому, например, сейчас так тщательно формируется так называемый «список 6 000» - его делят на разделы, чтобы объединить людей по тяжести деяний, а не грести всех под одну гребенку. Ну вот есть, например, разница между пьяницей за рулем и тем, кто забыл права в другой сумке? Есть. Нельзя же их одинаково наказывать? Нет, конечно. Эта разница и предусматривается возмездием.

В мщении же себя можно вообще ничем не ограничивать. Отомстить не только обидчику, но и всей его родне до седьмого колена. Самое главное в мстительности – горячее желание, чтобы обидчику было так плохо, как мстителю когда-то, если не хуже. У возмездия же, напротив, нет цели причинить страдания – это наказание, которое восстанавливает справедливость, возмещает ущерб, показывает другим агрессорам, что так себя вести нельзя.

Возмездие – один из механизмов регуляции этики, приводящий ее в действие, закрепляющий ее нормы. Месть – это разрешение себе отойти от всех мыслимых этических норм только для того, чтобы сделать плохо обидчику.