В XVII веке в итальянском искусстве господствовал стиль барокко. В основном ему отдавали предпочтение скульпторы и архитекторы. В это же время происходило развитие реалистического направления, ярким представителем которого был художник Караваджо. Под его воздействием изменилась европейская реалистическая живопись.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Начало творческого пути
Родиной Микеланджело Меризи да Караваджо была Ломбардия. Он появился на свет в 1573 году в городке, по названию которого его прозвали Караваджо. Для получения художественного образования молодой человек отправился в Милан. В биографиях живописца написано, что Караваджо выделялся бурным неуживчивым характером, неистовым темпераментом и необычайной упорностью, которая помогала художнику достигать поставленных целей. У гения были свои убеждения, которым он оставался верен до конца жизни. Внутренне Караваджо всегда считал себя независимым творцом. Он знал все о простом народе, представителей которого постоянно изображал на своих полотнах.
Примерно в 1590 году художник переехал в Рим. Чтобы заработать денег на жизнь, Караваджо нанимался к другим живописцам для рисования на их картинах фруктов и цветов. Позже он занялся созданием собственных полотен с натюрмортами и жанровыми сценами. На его картинах изображены посетители кабаков и уличные мальчишки, а в корзинах лежат сочные фрукты.
Талантливый живописец делал акцент не на повествовании, а на характерных типажах. Например, герой картины «Лютнист» запечатлен возле стола с лежащими на нем музыкальными инструментами и нотами. Караваджо отвергал патетичное барокко и болезненно изящный маньеризм. Ему нравилось изображать простую и естественную повседневность. Каждый предмет на его картинах имеет значение.
Библейские образы
Особенностью религиозных произведений Караваджо, которые он писал на заказ, были конкретные материальные формы. Необычная жизненность и демократизм этих полотен стали причиной возникновения скандальной известности художника. Героями его картин становились люди с сильными характерами – солдаты, ремесленники, рыбаки. Благодаря выбранным мастером сложным ракурсам их изображения эти образы получались монументальными.
Жанровую сцену можно увидеть на картине «Призвание апостола Матфея». На двоих юношах надеты модные для того времени костюмы. Их любопытные взоры привлек входящий Христос, на которого также смотрит Матфей. У третьего юноши опущена голова, так как он пересчитывает монеты. Освещение острохарактерных фигур в мрачной комнате Караваджо решил изобразить с помощью яркого солнечного луча, проникшего в помещение после открытия двери. Драматическое и эмоциональное действо усилено оптимально выбранным светотеневым решением картины.
Художник писал крепких людей – святых и великомучеников: простодушно-грубоватого Матфея, суровых Петра и Павла. Поздние работы мастера более монументальны, а его образы наделены трагической силой. На полотне «Положение во гроб» ярко изображены близкие Спасителю люди, а общий фон темный. Они опускают умершего Христа в могилу. Караваджо удалось показать особую собранность их движений. И лишь Мария с воздетыми к небу руками оттеняет суровых скорбящих мужчин.
На картине «Успение Марии» искренние переживания апостолов показаны через выражения их лиц, жесты и позы. Эти мужественные люди из простонародья переживают сложные душевные терзания.
Художник с крутым нравом
Современники Караваджо не поняли и не приняли его сурового реализма, так как отдавали предпочтение «высокому искусству». Правдивая натура, которая появлялась на картинах мастера, вызывала многочисленные нападки официальной власти и представителей Церкви.
Из-за вспыльчивого характера художник часто попадал в неприятные ситуации. По его вине погиб человек, игравший с ним в мяч. После этого трагического случая Караваджо спешно покинул Рим и скитался до самой смерти в 1610 году.
Итальянские последователи гениального живописца стали называть себя караваджистами. Среди поклонников его творчества было много известных иностранных художников, благодаря которым в Европе продолжало развиваться реалистическое искусство.
Как понять, что перед вами работа Караваджо?
Основа — реализм. Караваждо важно показать всё максимально чётко и достоверно.
Свет — указатель. Он обращает внимание на главных героев, оттеняя второстепенных, давая понять, кто — зло, кто — добро. Свет — драматургия и герой сцены и сюжета полотна.
На стиле. Ранее у библейских и мифологических героев соблюдался дресс-код, соответствующий историческому временному отрезку сюжета картины. У Караваджо эти герои одеты как его собственные современники.
Основные сюжеты. Сцены из жизни простых людей; религиозные сцены, где герои похожи на обычных людей того времени.
____________________________________________________________________________________
Смотрите также:
____________________________________________________________________________________
Канал "Поэтический кабачок":
Страничка на «Меценате» — месте, где поддерживают творческих людей
____________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊