Найти в Дзене
Новый учитель

Как планировать урок: структура и этапы

Оглавление

Планирование урока — сложная задача, с которой сталкивается молодой специалист. Это основа работы каждого учителя, которая закладывает фундамент для создания целого учебного курса. Когда вы хорошо и грамотно планируете уроки, вы создаете для детей комфортные условия для получения новых знаний, а для себя — дополнительную мотивацию развиваться в профессии. При планировании нужно учесть много аспектов: ФГОС (федеральный стандарт), конкретный учебник по предмету с рекомендациями по планированию, учебную программу, индивидуальные особенности каждого класса (и отдельных учеников в нём) и, конечно, видение учителя. Мы уже писали об общей структуре «Я-мы-ты» (материал «я-мы-ты»), которой мы рекомендуем придерживаться при планировании. В этой статье мы расскажем об общей рамке урока и подробнее остановимся на начале и конце урока.

Начало урока

Вначале урока должны произойти три процесса:

1. Целеполагание — постановка учебных целей.

Ответ на вопрос ученика: что будет на уроке?

Ученики должны понимать, что будет происходить на уроке: какую тему они будут изучать, какие навыки отрабатывать, к какому образовательному результату они должны в итоге прийти. Учитель и ученики вместе формулируют цели (в одном классе ученикам нужно больше помощи учителя, в другом — меньше) и проговаривают/записывают их — делают их “видимыми”. Это повышает осознанность учеников (“я знаю, что делаю и зачем я это делаю”) и делает обучение понятным и предсказуемым. Важно, чтобы цель/цели и план урока были сформулированы простым “человеческим” языком и понятны всем в классе.

2. Мотивация.

Ответ на вопрос ученика: зачем это нужно?

Цель урока должна быть не только наглядной, но и привлекательной для детей. Суть этапа мотивации — вовлечь учеников в урок и побудить их активно участвовать в нем. Есть разные инструменты для этого: демонстрация парадокса (удивительного факта из материала урока), зацепки из картинок/мемов/текста или ключевого вопроса урока. Последний инструмент может сподвигнуть учеников не только изучить предметную тему, но и задуматься о более глубоких, даже философских вопросах, которые она затрагивает. Вопрос должен быть не слишком простым (чтобы детям не было скучно) и не слишком сложным (чтобы не привести к разочарованию от “неуспеха”). Вот примеры ключевых вопросов:

  • География:

Простой: Как извергаются вулканы?

Сложный: Почему вулкан — это эффузивное геологическое образование? Почему после вулканов остаются фумаролы?

Интересный: Как извержения вулканов повлияли на появление велосипедов?

  • История:

Скучный вопрос: Кто такие просветители и какие идеи они распространяли? Вовлекающий вопрос: Человек на земле должен страдать или быть счастливым?

3. Актуализация.

Ответ на вопрос ученика: как я могу использовать свой предыдущий опыт для решения новых задач?

Актуализация — это “мост” между уже имеющимся опытом ребенка и новым знанием, которое он получит на уроке. Цель обучения — это не само знание, не отдельные факты, а система знаний. Хороший учитель помогает детям выстраивать понимание концепций, блоков понятий, целых эпох (а не одного урока). Новое знание на уроке должно базироваться на уже имеющихся знаниях или на жизненном опыте ученика.

Таким образом, в начале урока учитель помогает детям ответить на три вопроса:

  • что будет на уроке?
  • зачем это нужно?
  • как я могу использовать свой предыдущий опыт для решения новых задач?

Конец урока

В конце урока происходят два процесса:

  1. Возврат к целеполаганию: обобщение пройденного материала и ответ на ключевой вопрос урока. Это вид обратной связи для учителя: что ученики усвоили, к чему нужно будет вернуться в следующий раз, получилось ли встроить новое знание в уже существующую систему и так далее.
  2. Рефлексия опыта — более сложный и глубинный процесс. Ученик самостоятельно анализирует опыт, который он “прожил” на уроке. Рефлексия включает в себя именно самоанализ: дети могут рефлексировать свои успехи и зоны развития, атмосферу на уроке и отношения с учителем или одноклассниками, свою идентичность в сложных вопросах и дилеммах и многое другое.

Примеры заданий для этапа “рефлексия”:

  • Утверждения ДА/НЕТ. Пример: Мы открыто обсуждаем с учителем нашу работу в классе: что было интересно и понятно, а что не очень.
  • Шкала-измеритель. Пример: Оцените от 0 до 3 (где 3 — отлично, а 0 — плохо) уровень комфорта при работе в группе.
  • Задание «Продолжи утверждение». Пример: Я поддерживаю позицию …, потому что …
  • Рефлексивные вопросы. Пример: В какой момент урока ты испытал чувство успеха?

Кроме учеников урок должен рефлексировать и учитель. Вот примеры вопросов, которые вы можете задать себе после урока:

  • Знаю ли я, какого прогресса в обучении достиг каждый ученик?
  • Достиг ли каждый ученик образовательных результатов?
  • Что нужно сделать на этом этапе, чтобы помочь тому или иному ученику достичь этих результатов?
  • Знает ли каждый ученик, в какой точке своего образовательного пути он находится сейчас, продвигаясь от старта к эффективным результатам?

Вся структура урока

Мы предлагаем рассмотреть урок как детскую пирамидку, где основание — это образовательный результат, а этапы урока — это колечки, которые учитель нанизывает на основание.

Всего в уроке 7 важных этапов: целеполагание, мотивация, актуализация, этап «я», этап «мы», этап «ты», рефлексия.

-2

Пример урока по математике

Образовательный результат: Ученик может выполнить сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Актуализация

1. Устный счет: ученики складывают дроби с одинаковыми знаменателями на скорость.

2. Письменное задание: ученики приводят пять дробей к заданному знаменателю.

Этап «Я»

1. Ученики читают часть параграфа о том, как складывать дроби с разными знаменателями и отвечают на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы сложить дроби с разными знаменателями?”

2. Учитель моделирует два примера сложения дробей.

Этап «Мы»

МЫ-1: Ученики вставляют пропущенные числа в решенные примеры.

МЫ-2: Ученики в паре решают 10 примеров на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями и закрашивают полученные ответы на поле с числами, чтобы получилось сердечко.

Этап «Ты»

Ученики решают три примера на сложение дробей с разными знаменателями.

Рефлексия

Как ты оцениваешь свой прогресс в теме «Сложение дробей с разными знаменателями» по шкале...

Хорошо спланированный урок включает в себя все перечисленные этапы, а также дифференциацию заданий внутри урока и развитие коммуникативных навыков с помощью разных форм групповой и самостоятельной работы. Мы советуем помнить, что один урок — это часть большого учебного модуля (а в дальнейшем и курса), в котором все единицы связаны, поэтому планировать уроки лучше не по одному, а блоками (модулями). О том, как это делать, мы расскажем в одном из следующих материалов.

Список литературы:

Robert M. Gagne «The conditions of learning»

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #школа #учеба #советы #психология #дети