Хорошие дороги – это мечта любого автомобилиста. Наиболее привычные для нас – асфальтированные. Но есть дороги, засыпанные щебнем, уложенные бетонными плитами или брусчаткой. Сейчас одним из самых современных и прочных материалов для строительства дорог является пеностекло.
Отходы из стекла оказались идеальным сырьем для изготовления дорожного покрытия. Но такое ли уж ноу-хау – дорога из стекла? Отправившись в прошлое, мы узнаём, что дорога из стекла уже была в России в XIXвеке.
В городском округе города Чкаловск Нижегородской области недалеко от с.Вершилово есть деревенька Афанасьево. Старожилы говорят, что до революции в этой деревеньке жили братья Зайковы. Они владели стекольным заводом. Правда сам завод находился не в родной деревне, а в соседской, которая называлась Коробейниково. Завод там поставили, скорее всего, потому что протекала около нее речка Талка. И даже русло этой реки было изменено для этого завода. Дело в том что производство, любое, даже самое малое, требует само по себе много воды и река являлась чуть ли не единственным источником энергии, которая приводила в движение систему валов и других технических приспособлений.
А еще вокруг деревни были залежи песка, что тоже важно, потому что стекло варилось из шихты, в состав которой входил белый кварцевый песок.
Выпускал завод Зайковых листовое, оконное, ламповое стекло, питьевую посуду, бутылки и стеклянные крынки – то, что пользовалось спросом у всех слоев населения. Продукция вывозилась на Нижегородскую ярмарку, откуда расходилась по всей Российской империи. А также в базарные дни в ближайшие села, такие как Пурех, Василево.
В справочнике "Вся Россия", опубликованном в 1902 году, среди предприятий Балахнинского уезда Нижегородской губернии значится "стекольное предприятие Зайковых Василия и Александра Владимировичей, дер. Афанасьево, Вершиловской волости". Работало на нём 85 человек. Судя по тому, что в первом издании справочника от 1895 года этот завод не упоминается, можно сделать вывод: предприятие было молодое и бурно развивалось.
При изготовлении посуды случался брак или бой. Куда девать отходы? И предприимчивые братья придумали кусками бракованного стекла мостить дорогу из д.Афанасьево в д.Коробейниково. Дороги-то у нас всегда были плохие. Дорога стала крепче и селяне радовались такому стеклопокрытию, но вряд ли ходили по ней босиком.
Прошли годы. После революции 17-го года завод полностью уничтожили. А в 2010 году сгорела почти вся деревня. Осталось в «живых» всего три дома. На месте деревни вырос молодой лес. Завод остался только в воспоминаниях старожилов, и на фотографиях, да в лесу до сих пор можно встретить заросшие карьеры, откуда брался песок. А вот «стеклянная» дорога на Коробейниково сохранилась, и до сих пор на ней часто встречается битое стекло.