Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Как они это делали?! Тайна создания мраморных вуалей

Оглавление

…Тончайшая ткань окутывает нежное кроткое лицо. Кажется, можно ощутить, как она трепещет от лёгкого дыхания женщины, которая скорбит или молится, потупив взор.

…Невесомый покров опустился на истерзанное тело, покрыл спасительной пеленой искажённый страданием лик, на который Смерть положила печать отдохновения от мук.

…Складки вуали, схваченные венками из цветов, струятся по плечам юных дев, обрисовывая тонкие черты, скрытые воздушной тканью.

При взгляде на эти изваяния невольно возникает вопрос: каким чудом рука гениального скульптора вдохнула жизнь, подвижность, эфирную лёгкость в мертвенный камень? Может быть, ему помогала рука самого Творца?

-2

Джузеппе Санмартино. «Христос под плащаницей» («Il Cristo Velato»), 1753. Капелла Сан-Северо, Неаполь, Италия

Первоначально изваяние было заказано скульптору Антонио Коррадини неаполитанским аристократом Раймондо де Сангро, седьмым князем Сан-Северо – интеллектуалом, обладавшим энциклопедическими знаниями, изобретателем и ценителем прекрасного, который поручил мастеру украшение семейной капеллы и усыпальницы Сан-Северо.

-3

Однако Коррадини успел создать только глиняную модель: смерть прервала его планы, навеки обездвижив руку ваятеля. Работу над мраморным Христом продолжил молодой, никому не известный неаполитанский скульптор Джузеппе Санмартино – и создал настоящий шедевр, о котором знаменитый Антонио Канова в восхищении сказал, что отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения.

-4

Тонкая ткань полностью покрывает тело Иисуса, только что снятое с креста. Его ноги и руки всё ещё сведены судорогой, грудная клетка мучительно втянута усилием последнего вздоха, но на чело уже легла светлая тень умиротворения и избавления от мук. Покой Христа торжественен, незыблем, вечен. В нём ещё так много человеческого, земного – в повороте головы, бессильно упавших руках, – но бренное и суетное, тяжкое и безжалостное больше не властно над безжизненным телом, над которым воспарил бессмертный Дух. Терновый венец, клещи, гвозди, причинявшие немыслимые страдания, брошены в ногах, не сумев повергнуть в прах тело и сломить торжество души над плотью.

Санмартино подчёркивает величие Христа и в то же время уподобление смертному человеку, расположив тело на простом матрасе с подушками в изголовье – напоминая тем самым, что все мы смертны
Санмартино подчёркивает величие Христа и в то же время уподобление смертному человеку, расположив тело на простом матрасе с подушками в изголовье – напоминая тем самым, что все мы смертны

По первоначальному замыслу князя Раймондо Христа под плащаницей предполагалось поместить в подземной крипте, где посреди гробниц, предназначенных для захоронения потомков знатного рода Сангро, скульптура Спасителя подсвечивалась бы «вечным светом», придавая покрову невесомость и прозрачность.

Но и находясь в капелле, изваяние вызывает неизменное восхищение посетителей.

Глиняная модель, изготовленная Антонио Коррадини, хранится в Чертозе Сан-Мартино. Для Джузеппе же «Христос под плащаницей» стал главной работой его жизни, триумфом, воплощённым в камне.

Капелла Сан-Северо. Неаполь, Италия
Капелла Сан-Северо. Неаполь, Италия

Джованни Страцца. «Дева под вуалью», начало 1850-х. миссия Sisters of the Presentation of the Blessed Virgin Mary, Соборная площадь, Сент-Джонс, канадская провинция Ньюфаундленд и Лабрадор

Бюст Богородицы из каррарского мрамора был вырезан в Риме итальянским скульптором Джованни Страцца в той же божественной и непостижимой технике, которую использовал Джузеппе Санмартино.

4 декабря 1856 года римско-католический епископ Джон Томас Маллок оставил в своём дневнике запись, согласно которой скульптура Девы Марии перевезена в Ньюфаундленд: «Благополучно получил из Рима прекрасную мраморную статую Пресвятой Девы Марии, созданную Страцца. Лицо скрыто вуалью, фигура и черты лица видны. Это совершенная жемчужина искусства».

-7

До 1862 года Богородица под вуалью хранилась в Базилике-Кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в Сент-Джонсе, (Basilica-Cathedral of St. John the Baptist), а затем была подарена Маллоком Матери Марии Магдалине О'Шонесси, настоятельнице Presentation Sisters.

-8

Полупрозрачная вуаль, окутывающая лицо благословенной Девы, будто подчёркивает её божественную чистоту и непорочность – своей трепетной воздушностью напоминая о связи земного и духовного.

Читайте также:🌓

Эта статуя стала самой известной работой Джованни Страцца.

-9

Рафаэль Монти. «The brides», 1847

Итальянский скульптор и поэт Рафаэль Монти стал первым, кто приоткрыл завесу тайны над секретом создания прозрачных вуалей – настолько тонких, что, кажется, мраморная ткань способна шевельнуться от малейшего дуновения.

-10

Оказывается, сложнейшая технология предполагает, кроме виртуозного владения ремеслом, использование особого типа мрамора, который имеет два слоя с разной плотностью. Верхний слой с меньшей плотностью подвергался филигранной обработке вручную, миллиметр за миллиметром, без применения каких-либо механизмов. Так непревзойдённое мастерство, похожее на магию, рождало уникальный эффект невесомости вуали, эффект тончайшей кисеи, пропускающей свет.

Монти получил заслуженное признание, создавая мраморные фигуры весталок – жриц древнеримской богини, покровительницы семейного очага и жертвенного огня Весты.

-11

Тем более поразительным и печальным является тот факт, что скульптор, столь безупречно владевший своим искусством, умер в нищете.

Пронеслись века, неумолимые воды реки времени унесли в небытие и превратили в пыль и прах гениальные руки великих творцов.

Остались нетленными мраморные шедевры, глядя на которые только и остаётся, подобно доктору Ватсону, в изумлении восклицать: «Но, ч-чёрт возьми, КАК?!»

-12

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Антонио Коррадини. «Целомудрие», 1752. Капелла Сан-Северо, Неаполь. Скульптура представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690–1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов
Антонио Коррадини. «Целомудрие», 1752. Капелла Сан-Северо, Неаполь. Скульптура представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690–1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов
-14
Сент-Джонс, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор, Канада
Сент-Джонс, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор, Канада