Венеция не была первым итальянским городом, который я увидела. Первым был Мальчезине на Лаго-ди-Гарда, и он влюбил меня так, что я готова была уже просить политического или любого другого убежища. Да что там, я пальмой готова была прикинуться. Только не увозите.
Увезли, идолы. Поэтому в Венецию я ехала с настроением… таким… Ну, Венеция. Что там про неё обычно говорят? Гондольеры, каналы, вода тиной пахнет, влюблённые повсюду тырсятся, хоть метёлкой их гоняй. Венецианское стекло. Дома у мамы в буфете стоял невероятно красивый бокал из тончайшего венецианского стекла, с изумительной росписью. Я на него всегда смотрела как на чудо, потом зачем-то решила в руки взять, протереть, что ли? И кокнула. Когда он разбился, я сама от страху чуть вдребезги не рассыпалась. Да и жаль было, потому что бокал был какой-то… нездешний. Это был не хрустальный советский ширпотреб, он был таким тонким, что казалось, и стекла-то нет. По краю ажурная золотая роспись. А ножка тонкая, прозрачная. Мама расстроилась. Она молча расстроилась. Ни слова упрека не сказала, только на лицо опустилась печаль. Как я потом узнала, это, ко всему прочему, был подарок от очень дорогого в жизни мамы человека.
Вот и все мои познания. Гондольеры, каналы и бокалы.
Странно: наверное, именно потому, что о Венеции всегда говорят «город на воде» я думала, что туда можно приплыть. Или прилететь, но потом все равно приплыть. Вода же кругом.
А мы туда приехали. Едешь по автостраде, и тебе говорят: уже скоро, мы подъезжаем… А ты думаешь: как подъезжаем? Как к Венеции можно ПОДЪЕХАТЬ?
Пока сидишь в машине, таращишься в окно и гоняешь свои дурацкие мысли, машина въезжает на мост, с которого уже виден и узнаваем неповторимый облик города, стоящего на воде.
И тебе, еще недавно такой разумной, с планами на день, неделю, год и жизнь, в самое сердце попадает Венеция.
В Венеции есть негласные хозяева. Это чайки. Они прилетают в каждый второй кадр. Вот она сбоку, смотрит, как ты ловишь в объектив панораму города.
Идёт по берегу канала, важно переваливаясь. Сидит со своими товарками в проёме каждого окна на площади Сан-Марко.
Парит в синем бездонном небе над кружевным абрисом здания.
Глядя в ее жёлтый наглый глаз, чётко понимаешь, что она явно лучше тебя теперешней, обезоруженной, ориентируется в деловой среде и понимает, где, что, почём, и откуда лучше удрать, потому что будут бить. Возможно, даже ногами.
Мы приехали вечером, когда только начали сгущаться золотистые сумерки. Венеция с той стороны, где находится многоярусная автостоянка, весьма необычна. Сочетание черепичных крыш с охристым оттенком стен домов создаёт впечатление некоего заводского района, но фантазийного, утопического заводского района, потому что там и здесь возвышаются купола и шпили церквей.
А потом начинается волшебство каналов, речных трамвайчиков, мостиков, узеньких улиц, сводчатых окон, томно скрывающих свой загадочный блеск за ставнями и навесами.
Тихо плещется вода, борта лодок гулко ударяются о стены каналов, зажигаются фонари, и вечерний город как будто накрывает тёмная вуаль. Голоса звучат негромко, нет суеты и спешки в движениях прохожих, и сказка, настоящая венецианская сказка окутывает улицы, дома, людей.
Венеция – бархатная шкатулка с массой маленьких тесных отделений. Она из тёмного дерева, с цветными инкрустациями, и бархат тёмный, яркий, потертый.
Бродить по множеству её отделений уютно, за каждым поворотом прячется тайна, и вы постоянно находитесь в необъяснимо взбудораженном и взволнованном состоянии, как будто вдохнули, а выдохнуть забыли.
Сколько бы людей ни прогуливалось по узким улочкам, остается ощущение уединённости. Вечером вы возвращаетесь в апартаменты, за вами закрывается тяжёлая деревянная дверь с кованым рисунком, и вы как будто оказываетесь закрытым в этой яркой, тёмной, загадочной шкатулке, вы сами – тайна, прячущаяся за кружевными занавесками.
А утром из шкатулки, через множество отделений, куда проникают лучи света и на стенах танцуют отражения водяных бликов, вы выходите в мир.
Сначала мир заявляет о себе с улицы звучным грохотом, рождающим эхо. Становится интересно, что же происходит? Оказывается, приехали мусорщики. Но это не те скучные мусорщики на жутких колымагах с мусоропоглотителем, похожим на раскрытую пасть чудовища. Это мусорщики… на гондолах.
Вы можете себе представить, чтобы процесс забора мусора выглядел романтично? Нет? Приезжайте в Венецию.
А процесс доставки продуктов в ближайший ресторанчик способен вызвать интерес и принести эстетическое удовольствие? Понятно, что, когда приезжает дядька на «Газели», какая уж тут эстетика. А если коробки привозят на гондолах? Не представляете? Приезжайте в Венецию.
Утром служащие спешат на работу. Каждый раз, когда мимо проходит офисный клерк в безупречно сидящем костюме и с портфелем, где-то в голове с треском рвется очередной шаблон: ну не может здесь быть офисных служащих! Здесь все мужчины должны быть смуглы, кудрявы, с огненными глазами, в ярких рубашках и закатанных до колена штанах.
А женщины… Вот откуда тут взялась элегантная фея в юбке-карандаш и на каблуках? Совершенно инородная фея!
Улицы Венеции – это паутинка. Я не представляю, как можно в них разбираться и рискнуть пойти куда-то одной, причём с целью выйти в какое-то определённое место.
Я выходила одна всего раз, потому что мне срочно приспичило в день отъезда купить несколько шармов для моего браслета. Так я бежала как испуганный сайгак, запоминая каждый поворот, чтобы увеличить свои шансы вернуться обратно в апартаменты! И то немного заплутала. Мне хватило и «немного», чтобы ноги стали ватными от ужаса и спина покрылась холодным потом.
Итак, в солнечное утро, когда первые лучи щекочут тёмные от сырости стены домов, мы отправились на площадь Сан-Марко. Как туда дойти я рассказывать не буду. Я понятия не имею, как туда дойти. Улицы все узкие, везде каналы, везде мостики и везде разноцветные дома. Идёшь, идёшь, идёшь, жмёшься к стенам, привыкаешь к этой уютной тесноте, а потом вдруг хобааааа! И площадь.
И сразу: пространства – в разы! Людей – в разы! Броуновское движение, столпотворение, ажиотаж. Свет. Чайки. Стрела колокольной башни собора Святого Марка, пронзающая небо.
Собор Святого Марка – это кружевное чудо. Это невероятное что-то. Поднимешь голову, а там в вышине, белоснежные на фоне синевы венецианского неба, парят фигуры святых и златокрылые ангелы, летящие купола и кони, которые вот-вот шагнут cо своих постаментов и пойдут по пронизанному солнечными брызгами воздуху; золотой крылатый лев держит свиток, а надвратные мозаики яркостью и богатством красок поражают воображение.
Каждый раз, когда я вижу что-то подобное, я спрашиваю себя: как??? Как это можно сделать руками человеческими?
Рядом с собором Святого Марка находится Часовая башня Святого Марка с дивными по красоте сине-бело-золотыми часами. Я очень люблю этот глубокий оттенок синего. Кажется, он называется кобальтовый синий.
На самом верху Часовой башни - фигуры старика и юноши, бьющие в колокол: старик бьёт за пять минут до окончания часа, юноша через пять минут после его начала, и символизируют время ушедшее и будущее.
А дальше Дворец Дожей с его звёздчатым орнаментом приведет прямо на набережную Гранд Канала.
Простор. Гондолы. Речные трамвайчики. Теплоходы. Всё это снуёт, движется, рассекает воду.
У счастья простой рецепт: cесть в кафе на набережной, и, попивая aperol spritz, смотреть на солнце сквозь ресницы, вдыхать морской воздух, слушать шум набегающей воды, разноречивый говор таких же беззаботных счастливых людей, которые так же смотрят на теплоходы, ловят вольный ветер, улыбаются, хотя сами этого не осознают.
За пару часов венецианское солнце обцелует всё, до чего доберется. С набережной вы выйдете уже с подрумяненным носом и скулами и крепко приставшим золотистым загаром, который обнаружите, когда увидите белую полосу под ремешком от часов.
Если стоять лицом к Гранд Каналу и пойти вдоль набережной от Дворца Дожей налево, то вы придете на изящный мост Вздохов, соединяющий палаццо Дукале с тюрьмой Пьомби, из которой Казанова совершил свой побег.
Предание гласит, что если, стоя на мосту, влюблённые поцелуются, их любовь будет жить вечно. Целоваться мне, как назло, было не с кем, так что я просто постояла на мосту и запечатлела элегантного гондольера в шляпе с красной ленточкой за работой.
А если пойти направо, то взору предстанет собор Санта-Мария-делла-Салюте, построенный венецианцами в благодарность Господу за избавление города от чумы, бушевавшей в 17 веке, и остров Сан-Джорджо-Маджоре с одноименной церковью.
Ну, а уж если совсем повезёт, то вас ждет ещё одно занимательное представление. В определенный час в гавань заходит громадный лайнер. Все теплоходы, гондолы, лодки, курсирующие по воде, на его фоне становятся просто мухами.
Представьте: сидите вы, вдыхаете всеми жабрами живительный воздух, щуритесь на солнце, улыбаетесь во все тридцать два зуба (или сколько там их есть по милости стоматолога), и вдруг из ниоткуда выплывает дом. И не то чтобы там одноэтажное строение или хрущовочка. Многоэтажный огромный дом.
От неожиданности восприятие искажается, и на мгновение кажется, что этот лайнер больше, чем вся Венеция. Он медленно тянет свое могучее туловище по воде, приводя в изумление туристов, и похож на кита, случайно заплывшего из бескрайних вод Атлантики. А называется это чудище «Norwegian Spirit».
Да! Обязательно, всенепременнейше совершите прогулку на вапоретто – речном трамвае. Он идёт до железнодорожного вокзала, и примерно за 30 минут путешествия, стоя у открытого борта и подставляя лицо ветру, вы впитаете плеск воды, разноголосую речь, поймаете солнечные блики, увидите все самые красивые соборы и дворцы Венеции, проводите глазами проплывающие гондолы и речные такси.
Древняя Венеция – это кружево улиц и мостиков, дверные звонки, похожие на произведения искусства, красочное бельё, которое сушится в узких улочках на верёвках, натянутых от окна к окну.
Венеция снова доказывает, что красоте нет нужды быть совершенной. Она предстаёт влюбленным в неё глазам со всеми потёртостями и прорехами в штукатурке, потемневшими камнями, от которых веет сыростью, закрывая глаза-окна в сумерках ставнями, как ресницами.
Венеция - это там, где счастье, где запах моря смешивается с терпким запахом водорослей, чайки большие и важные, как чиновники, небо бездонно, а солнце подрумянивает скулы и нос.
Смотрите, наслаждайтесь, возрождайте свои воспоминания, если вы тоже были в этих сказочных местах.
А я удаляюсь гулять с собакой.
Вас может заинтересовать:
📌 "Италия морская. Остров Эльба. Паром Пьомбино-Портоферрайо"
📌 "Отношения на расстоянии: как сохранить, чтобы не прилетела в лоб резинка"
Ранее:
📌 "Италия, amore mio. ВЕРОНА: несовершенное совершенство"
Далее:
💦 "Италия, amore mio. ОЗЕРО ГАРДА: весь мир и все его радости в ладонях..."
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся снова в одном из прекрасных уголков огромного Мира!