Как любой автолюбитель слежу за автомобильным рынком. Последние годы, в силу разных причин, на авторынке наблюдается заметная турбулентность.
По основному роду деятельности я занимаюсь программированием и мне стало интересно посмотреть в цифрах, что происходит в области продажи поддержанных машин. Для этого я написал несколько скриптов для сбора данных с известной площадки, где размещают объявления о продаже как поддержанных, так и новых машин, после чего провел анализ полученных данных.
Я сравнил цифры за декабрь 21-го года и апрель 22-го. Отсутствие данных в промежутке связано с нехваткой времени, а также усилением защиты, от автоматического сбора данных на площадке, видимо, из-за участившихся хакерских и DDoS-атак на российские сайты.
Активность рынка
В качестве меры активности рынка я использовал количество объявлений о продаже автомобилей.
Общее количество объявлений о продаже автомобилей снизилось на 60%, т. е. больше чем в 2 раза! 225 107 в декабре 21-года против 90 095 в апреле, что достаточно логично в текущих условиях, т. к. перспективы поставок и стоимости автомобилей в обозримом будущем очень туманны и тут, как говорится, лучше синица в руках.
Доля объявлений о продаже новых автомобилей составляет примерно 25% и она снизилась не так значительно – на 4% относительно декабря прошлого года.
Теперь рассмотрим топ 10 марок автомобилей по количеству объявлений
Больше всего потеряла LADA (ВАЗ), которая возглавляла рейтинг в декабре. Количество объявлений снизилось на 21 380 штук, что составляет 84%. Рейтинг по количеству объявлений возглавил Mercedes, потери которого составили 37% относительно декабря.
А вот так выглядит топ 10 моделей по количеству объявлений:
Здесь на первых 2-х местах прочно закрепился корейский автопром в лице родственных Solaris и Rio, причем количество объявлений о продаже Rio даже увеличилось по сравнению с прошлым годом аж в 3 раза. Интересно, чем так не устраивают владельцев Rio, что они так активно хотят от них избавится? Допускаю, что тут может быть некая аномалия в данных, т.к. на мой взгляд, никаких качественных отличий у Rio относительного того же Solaris нет. Самое большое сокращение доли объявлений о продаже в топ 10 у Focus – 74%. К Focus питаю самые нежные чувства, как к первой машине, на которой отъездил 6 лет и был очень доволен, продавал с большой неохотой, но как говорил граф Калиостро в фильме «Формула любви»: «Сразу на двух конях, седалища не хватит».
Динамика изменения цен
Ну а теперь про деньги. Различные эксперты говорят о колоссальном росте цен не только на новые автомобили, но и на «вторичке». Посмотрим так ли сильно изменились цены, как об этом говорят. Я посчитал среднюю стоимость в объявлениях в зависимости от возраста автомобиля. Я взял следующую градацию возраста:
- до 3-х лет
- от 4-х до 7 лет
- от 8 до 10 лет
- старше 10 лет
В результате получилось, что в топ 10 моделей по количеству объявлений, стоимость выросла у всех:
Самый большой рост по цене показывают премиальный и бизнес сегменты в особенности BMW X5, где средняя стоимость машин «до 3-х лет» выросла на 41% и поднялась с 7 414 470 до 10 522 922.
Toyota Camry и Mercedess E-класс «до 3-х лет» также показали рост в районе 30%
В среднебюджетном сегменте рост стоимости незначительный, особенно у машин в возрасте от 4 до 10 лет, у Solaris и Focus цена выросла не больше, чем на 5%, а у Rio вообще осталась на уровне конца 21-го года.
В возрасте до 3-х лет цены остались на прежнем уровне у Focus, а Solaris и Rio подорожали на 15%
Я также провел сравнение цен исходя из пробега, взяв следующую градацию:
- меньше 50 тыс.км
- от 50 до 100 тыс. км
- от 100 до 150 тыс км.
- больше 150 тыс. км.
Тенденция осталась прежней, а вот разница в цене увеличилась значительно, что говорит о большей чувствительности цены к пробегу, чем к возрасту, особенно это заметно для тех же Solaris, Rio и Focus, где разница в стоимости в зависимости от пробега между декабрем и апрелем выросла до 15 %
Самый небольшой рост показал Focus с пробегом от 50 до 100 тыс. км, где цена выросла в среднем на 6%
В премиальном и бизнес сегментах машины с пробегом до 50 тыс. км. выросли в цене на 40%, а за BMW X5 владельцы хотят получить почти в 1,5 раза больше за свой автомобиль, чем в конце прошлого года.
Выводы
Активность рынка поддержанных автомобилей в апреле относительно конца прошлого года снизилась: количество объявлений о продаже упало на 60%, при этом стоимость всех наиболее популярных моделей увеличилась. Наибольший рост наблюдается в премиальном и бизнес сегментах среди моделей BMW X5, BMW 5-й серии, Mercedes E-класс и Toyota Camry, где стоимость машины с пробегом до 50 тыс. км. выросла в среднем на 40%. В среднеценовой категории рост цен заметно меньше: среди моделей Hundai Solaris, Kia Rio и Ford Focus машины с пробегом до 50 тыс. км. подорожали на 15% процентов. С пробегом в диапазоне от 50 до 100 км. в возрасте от 4 до 7 лет можно найти машины стоимость которых практически не отличается от уровня прошлого года или стоит дороже не более, чем на 5%
На этом все. Буду стараться дальше следить за изменениями рынка. Всем удачи на дорогах, берегите своих «ласточек».