«Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.» (Псалом 10: 5).
Чего каждый человек желает себе? Каждый, наверное, хочет радости, счастья, любви, славы, покоя и т.д. При том, мы снисходительно относимся к своим грехам, проступкам, ошибкам, оправдываем себя часто, жалеем. И при этом человек, бывает, не перестаёт думать, несмотря на свои грехи, что он достоин счастья, любви и других благ. Но некоторые люди совсем иначе судят других людей и их поступки. Если человек совершил какой-то грех в отношении нас, или отношении кого-то другого, то, мы, бывает, становимся очень строгими судьями, желаем ему наказания и ада, даже, не задумываясь о том, кому в этот момент мы уподобляемся. К тому же люди, поступая так, могут считать, что правы, что вот они-то уж не такие, что они намного лучше, чем этот грешник, забывая слова Апостола Павла: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Кор. 4: 6-7). Именно так поступили фарисеи с женщиной, взятой в прелюбодеянии, хотели побить её камнями за сделанный грех. Но что сказал им Господь: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень.» (Ин. 8: 7).
Таким образом, желая зла ближним, тем более желая им ада, где грешники терпят страшные муки, которые и врагу не пожелаешь, человек уподобляется не Христу, Который хочет всем спасения, а фарисеям, а также сатане – противнику Бога и бесам, чью волю фарисеи исполняли. При совершении человеком смертного греха сатана и бесы ходатайствуют о смерти согрешившего. На мытарствах бесы обвиняют душу и хотят её погубления, хотят низвести её во ад. Они пытаются найти за что можно осудить душу, будучи сами грешны. Ангелы Божии, святые, напротив, желают всем спасения, добра, стараются в любом человеке видеть хорошее и оправдать душу на мытарствах, представляя её добрые дела. Бог – есть любовь, Ангелы Божии и святые праведники, уже спасённые, преисполнены любви, милосердия и хотят спасения всем. Бесы желают зла всем, потому что в них совсем нет любви и милосердия. К тому же Ангелы Божии и святые преисполнены радости, а радость тоже исходит от Бога, они блаженны. А сатана и бесы злосчастны, несчастны сами, их удел пребывать в плотских помышлениях, и они осуждены Творцом. После Второго Пришествия Христа и Страшного Суда их ждёт озеро огненное. Зная это, они желают того же и людям. Так какого духа вы? Кому вы хотите уподобиться? Если хотите жить в раю, то нужно уподобиться жителям рая – Ангелам, святым - наследникам вечной жизни, а не обитателям ада – бесам - наследникам смерти.
Человек, имеющий веру, надежду на блаженную вечность, на Христа, имеющий любовь и милосердие, не может желать зла никому. А мы христиане имеем эту надежу, имеем заповеди Божии о любви. Зложелательство - это против любви. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза.» (1-е Ин. 2: 9-11). Нужно проявлять милость ко всем, чтобы и Господь был милостив к нам. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Человек, желая ближнему зла, поступает против любви, а значит согрешает против Бога, чем себе причиняет зло, так как удаляется от Бога к Его врагам. Если он не покается, то будет судим за это. Также у каждого человека есть Ангелы Хранители, которые и вам сделают милость, помолятся о вас, если вы будете милостивы к людям. Если вы замечаете в себе зложелательство, то нужно каяться, исповедаться в этом грехе и просить Бога об избавлении от этого недуга. Господь – Врач душ и телес. Когда фарисеи и иудеи предали Христа на распятие, кричали Пилату: «распни, распни Его!» (Лк. 23: 21), то какой дух владел ими в тот момент? Конечно злой. Они желали смерти Человеку, ни в чём не повинному. Но ещё хуже желать любому человеку ада, ведь здесь речь идёт о смерти души и вечных муках, невообразимых страданиях, которых нет на земле. Поставьте себя на место грешников, попавших в ад и терпящих муки. Представьте, что такое может случиться с вами. Конечно бы вам такой судьбы себе не хотелось, как и им, ведь это такое страдание. Наверное, никому бы и не хотелось, чтобы кто-то желал ему зла, тем более желал ада. Господь учит нас во всём поступать с людьми также, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами. (см. Мф. 7: 12). В этом весь закон и пророки. В этом заключается любовь к Богу и ближним. «Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22: 37-40). А потому не стоит желать зла, смерти, ада никому. Не стоит и надеяться на свои дела. Милостью Божией только можем спастись.
Любой человек, даже согрешающий тяжкими смертными грехами, может покаяться и измениться, приобрести праведность и святость. Каждый человек создан по образу Божию. Нужно желать добра и спасения всем.
«Я — Господь первый, и в последних — Я тот же.» (Исаия 41: 4).