Найти тему

Иппотерапия, дельфинотерапия и собаки для аутистов и детей с нарушениями развития. Что говорит об их эффективности наука?

Оглавление

Многие родители детей с ОВЗ в попытке помочь ребёнку готовы хвататься за что угодно. Одной из таких соломинок является "терапия животными". С этой целью ребенка часто таскают по дельфинам, на иппотерапию (лечебная езда на лошадях), заводят кошек, собак и т.д.

Но что с этой точки зрения говорит наука? Эффективно ли подобное? Или это просто дорогие развлекушки с эффектом плацебо?

Исследований на этот счёт проведено немало, да только положиться особо не на что, так как у львиной доли из них есть несколько существенных недостатков:

  1. Маленькая выборка - участвуют буквально десятки человек, что для более-менее достоверной статистики мало;
  2. Результаты смешанные - эффект если и есть, то не вау;
  3. Потенциальный конфликт интересов - исследования часто спонсируются теми, кто напрямую предоставляет животных для терапии.

Чаще всего исследуют, как на особых детей, преимущественно с РАС, влияют лошади, дельфины и собаки.

Дельфины

Особенно много говорят о дельфинах. Что они, мол, и для крупной моторики полезны, и раскрывают ребенка, и то, и сё. Но тут я вас дорогие читатели, увы, не порадую. Большей частью исследования отмечают, что либо эффекта ноль либо "возможный небольшой дополнительный терапевтический потенциал", что в переводе на человеческий значит:

"Если денег много, то на здоровье, но на вау-эффект не рассчитывайте и от аутизма это ребенка не избавит."

Вот для примера одно из исследований по дельфинам (их на самом деле много со схожими выводами):

Effects of a dolphin interaction program on children with autism spectrum disorders – an exploratory research

Его вывод таков (цитата):

Несмотря на небольшие, но статистически значимые улучшения, наблюдаемые в некоторых областях детского развития мелкой моторики, когнитивных способностей и вербального развития, программа не повлияла на общую клиническую картину аутизма. Таким образом, это исследование не подтверждает общий значительный прогресс в развитии в результате программы взаимодействия с дельфинами.

Также, на тему дельфинотерапии была выпущена критическая статья Лори Марино (старший преподаватель программы неврологии и поведенческой биологии) и Скотта Лилиенфельда (профессора факультета психологии) из Университета Эмори. Кому интересно почитать в оригинале, можно нажать сюда. Вкратце - они, внимательно изучив хвалебные оды, исследования "за" дельфинотерапию, высказались категорически против такого "лечения", так как у этих исследований плохая база, а эффект, даже если и есть, слишком мал по сравнению с тем, какими могут быть потери:

  • Это дорого и из отчаявшихся родителей так "доят" деньги;
  • Дельфин может нанести ребёнку травму;
  • Ребёнок может нанести дельфину травму;
  • В ожидании чудес родители могут отказаться от более эффективных методов коррекции, таких как логопедическое и дефектологическое сопровождение, лекарства.

И все это ради "ну стало чуть лучше". И то не факт.

Так считают не только они - вот материал, опубликованный на сайте российского Гринписа с комментариями от других ученых и Минздрава:

Почему не надо плавать с дельфинами

Собаки

Более позитивные данные, но тоже ограниченные, есть об использовании обученных служебных собак. Например, вот это исследование. Оно делает вывод, что собаки действительно могут помочь детям с аутизмом и другими проблемами. Но обратите внимание, что речь идёт о специально обученной работе с такими детьми собаке. Такую в ближайшей подворотне не найдёшь. Вот что такие пёсели теоретически могут:

  1. Успокоить начавшего заходиться в истерике ребенка;
  2. Найти его по запаху, если он потерялся; защитить от посторонних (в силу своих возможностей);
  3. Не позволять причинять вред себе или другим людям;
  4. Уменьшать стресс и улучшать сон;
  5. Увеличивать общительность.

Короче, плюсов реально много, но такое чудо-животное ещё найди. Кроме того, важно понимать, что дети всё-таки разные - многим собака давала плюсы, а у кого-то от её присутствия нарастало нежелательное поведение (обострялись стимы). Так что результаты исследований где-то положительны, а где-то смешанные и противоречивые.

Кроме того, успех сильно зависит от того, насколько самому ребенку интересно животное. Если неинтересно, то хоть целыми днями вокруг с собакой бегай - толк вряд ли будет. И это с профессиональными собаками-терапевтами. Ожидать чудес от обычной собаки тут точно не стоит, хотя всякое бывает.

Единственный стойкий положительный эффект от любых собак, в том числе простых домашних, - снижение тревожности и рост уверенности в себе. Такой эффект, кстати, наблюдается не только у детей с особенностями развития, но и у многих людей без каких-либо проблем. Видимо, "своё" животное придает чувство, что ты не один - у тебя есть поддержка, есть кто-то, кто точно всегда на твоей стороне. Но это только при условии, что сам ребенок не боится животного.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Лошадки

Наконец мы добрались до одного из популярных (и недешевых) вмешательств с участием животных - иппотерапия.

Нашла на этот счёт такой недурной анализ порядка 15 исследований по теме:

Effects of Equine Therapy on Individuals with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review

В целом результаты этого анализа говорят о том, что эффект есть. Но не прям везде и, мол, опять же, не ждите, что это панацея.

Так лошади позитивно влияли на:

  • Речевые навыки и социальное поведение. Эффект в основном получился от среднего до незначительного;
  • Проблемное поведение (оценивались в основном такие моменты, как гиперактивность, агрессивность, стереотипии. Эффекты тоже от незначительных до средних. Стоит отметить, что чаще всего улучшалась ситуация с агрессивностью;
  • Лучше всего после иппотерапии чувствовала себя сенсорная система - многие исследования показали, что эффекты были от малого (это выше "незначительного") до значительного. Наибольшие улучшения были видны в снижении отвлекаемости на сенсорные раздражители.

Общая оценка иппотерапии от исследователей вкратце такая:

"Положительные эффекты есть, но учитывая небольшое количество данных, требуется больше точных и объемных исследований, чтобы иппотерапию можно было рекомендовать"

Резюмируя всё вышесказанное, мой общий вывод таков, что есть деньги и время - можно. Нет - займитесь тем, что вы точно отметили, как помогающее.

Для кого-то это занятия, для кого-то лекарства, для кого-то комбинация и того, и другого. На терапию с животными по крайней мере пока нет смысла тратиться, если ресурсы ограничены - эффективность, как видите, в основном такая себе, зато можно урезать свои денежные возможности для помощи ребенку.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)