Юсуповский дворец – одно из самых известных мест города на Неве, где в 19 веке под живую музыку в безудержных танцах взбивались все сливки петербургского общества! Оно и понятно: кто же ясном уме и трезвой памяти захочет пропустить знаменитые балы у Юсупова?!
Кстати, распространенное мнение о том, что бал – это, прежде всего, как мероприятие с танцами под музыку, едва ли подходит под представление о бале 19 века. На самом же деле, это большой, сложный и многосоставной формат, в котором, в обязательном порядке, принимала участие императорская чета. Приглашенные гости подъезжали к месту проведения бала на каретах, собирались внизу и только, получив разрешение, поднимались в зал.
Дальше гостям демонстрировались все доступные для осмотра комнаты, и шли они, между прочим, под музыку, в ритме Большого полонеза или Польского танца, как тогда говорили. В первой паре шел император с хозяйкой дома, во второй – императрица с хозяином дома.
И уже потом все остальные гости. Они также распределялись по парам и следовали по комнатам своеобразной «змейкой», обозревая все то, что им было приготовлено для демонстрации. При этом во время танца гости могли свободно меняться партнерами: неразделимыми оставались лишь две первые пары.
Появление первого парного танца, вальса, стало настоящей революцией в бальной церемонии! Впервые было позволено незнакомым мужчине и женщине совершенно безнаказанно обнимать друг друга на протяжении целых 5 или 6 минут - пока длится танец! Традиционная смена партнеров подразумевала вовлечение в общее веселье всех присутствующих, вальс же стал чем-то очень личным, чем-то сугубо парным.
Женщина специально для этого случая готовила платье, делая акцент на том месте, куда кавалер должен был положить руки. Она могла распахнуть декольте так, чтобы явно обозначить свои намерения, а также щедро украсить себя бриллиантами, что, кстати, тоже в определенное мере говорило о ее открытости и доверительности. Раньше такого не было! Подобные церемонии стали возможными только с появлением парного танца – вальса.
К тому же, празднично украшенный зал, сверкающие подвески на люстрах, 94 лампиона, 8 бра на стенах, чудесным образом загоравшихся, буквально по мановению руки, да еще и парадные туалеты дам – все это производило на современников неизгладимое впечатление!
И все было как сейчас: люди постарше осуждали, ворчали, что «музыка не та, неправильная какая-то» и что «танцуют они не так, как мы танцевали в свое время». Ну а молодежь? Молодежь продолжала с удовольствием отплясывать эти самые танцы!
Большое внимание, конечно же, уделялось девушкам-дебютанткам. Они, выезжая на бал в первый раз, с матушками, разумеется, прекрасно понимали, что приезжают с конкретной целью - показать себя.
Было очень важно продемонстрировать высшему обществу, как ты ходишь, как ты говоришь, о чем ты говоришь, как ты двигаешься, кого ты выбираешь для танца и беседы – это была целая большая наука, настоящий кодекс дебютанток. Поэтому подготовка к первому балу велась долго, тщательно и очень скрупулезно.
В какой-то момент император покидал бал, и вот тогда-то и начиналось настоящее веселье! Мазурка, котильон и прочие веселые танцы с подпрыгиванием и веселыми шутками.
В бальном зале Юсуповского дворца, например, стоял специальный столик, на котором можно было оставить своеобразное послание своему избраннику или любому другому гостю, присутствующему на балу. Девушке было достаточно пригласить за столик того, на кого она обратила внимание, и остановить рядом с ним на крутящемся столике фарфоровую плакеточку.
Счастье ожидало молодого человека, если ему выпадала плакетка с розой. Это обозначало…что-то вроде «люблю - не могу!». А если выпадала желтая роза, то значение было прямо противоположным – «никогда и ни за что мы не будем вместе!» Или что-то в этом роде.
Но есть еще вариант с венком голубого цвета. Если выпадала плакетка с этим символом, то это означало, что человек ветреный, и с ним лучше близких отношений не заводить. Понятное дело, что это столик был лишь элементом развлечения и носил исключительно шутливый характер, но, сами знаете, что в каждой шутке кроется лишь доля шутки…
19 век и балы в целом состояли из скрытого, тайного и не очень явного. И пусть сегодня кажется смешным, что девушки-дебютантки буквально до обмороков переживали по поводу своего первого бала, на самом же деле этот выход в свет мог стать решающим в жизни совсем еще юной девушки. Дело в том, что в 19 веке огромное значение имело первое впечатление, которое, как известно, второй раз произвести невозможно! Поэтому дебютный выход в свет, первое предъявление себя – это был очень важный шаг для девушки.
Счастье женщины в 19 веке состояло в удачном замужестве, и надо было, чтобы этот расчет был точным: в чем прийти, как прийти, какое послание предварительно послать и кому, как появится на балу, заполнена ли книжечка… Да-да, у каждой юной прелестницы была крохотная записная книжица, в которую девушка карандашом записывала имена претендентов на танец. Поэтому выражение « у меня все мазурки расписаны» - родом из 19 века, и оно означало, что девушка ангажирована на весь длинный бальный вечер.
Это важная часть бального этикета. Например, если девушка уже кого-то записала на второй танец, а потом выяснялось, что именно на второй танец она бы предпочла кого-то другого себе в кавалеры, отказаться она не имела права. Это было неприлично и считалось дурным тоном.
Однако выход из ситуации был. Дело в том, что странички книжечки были сделаны из тончайших пластинок слоновой кости, на которых писали специальным свинцовым карандашом. И все заметки, даже с именами молодых людей, можно было стереть, и не раз – книжечки были многоразовые. Так что маленькая сумочка ридикюль, которая вешалась на пояс и в которую пряталась та самая книжечка, веер и перчатки, появилась именно в 19 веке.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!