Вижу цель, не вижу преград — красивый лозунг.
Но увидеть эту самую цель бывает не так просто. Целеполагание начинается с определения потребностей, за ним следует планирование — дробление на подзадачи с учетом имеющихся временных и материальных ресурсов. Получить желаемое проще, если четко понимаешь, зачем трудишься, какими будут результаты. Для этого нужно постоянно задавать себе вопросы и формировать системность мышления. Грубо говоря, без порядка в голове невозможен порядок в делах.
Визуализировать цели можно по-разному, но как-то обязательно нужно. Удержать все в мыслях крайне трудно, поэтому важно писать, рисовать, строить, как угодно фиксировать. Методов масса — дерево целей, колесо баланса, диаграммы, графики и прочее. Все они направлены на определение одного глобального желания и шагов, к нему приводящих.
Одной из популярных является система SMART, объясняющая, какой должна быть ваша цель — конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени. Этот метод предполагает не только формулирование цели, но и экспертизу каждого этапа ее достижения. Вы как бы переводите свои эфемерные мечты в конкретные цифры, а после действуете по чек-листу.
Так, различными способами вы отсекаете лишнее, приходите к сути путем тщательного анализа, а значит, повышаете шансы на успех и делаете работу логичной и понятной. Эти методики учат по-новому размышлять: оформляя идеи в измеримые единицы, вы превращаете цель “повысить продажи” в “увеличить выручку на 15% в течение месяца с помощью рекламы в соцсетях”. Очевидно, какая из двух более жизнеспособна.
Несколько правил
- Цель должна вызывать позитивный эмоциональный отклик, тогда появится и вдохновение действовать.
- Важно определить контрольные точки на пути к результату.
- Цель необходимо ограничивать временем и ресурсами.
- Фиксация промежуточных результатов гарантирует объективный анализ и оценку.
Даже опытные предприниматели предпочитают порой обратиться за помощью к эксперту, не говоря о новичках. Если внутренний диалог выходит не очень стройным, структурировать мысли поможет коуч или карьерный консультант, узкоспециализированный психолог или психотерапевт. Отсутствие навыка целеполагания может поставить в тупик, но однажды выбравшись из него и поняв принцип процесса, вы уже не будете смотреть на свои перспективы по-прежнему.
#бизнес #маркетинг #маркетинговая стратегия #целеполагание #бизнес-процессы #обучение