Графы и герцоги Люксембурга - Лимбургский дом, клан довольно известный и значимый в Средневековье, среди которых были короли Чехии и императоры Священной Римской империи. Но вот разобраться в гербах их внебрачных сыновей не так-то просто.
Венцель (Венцеслав, Вацлав) I, годы жизни 1337-1383 собрал в своем гербе немало львов. Лимбургский (красный на белом), Люксембургский с синими полосами, золотой на черном фоне - Брабантский, белый на красном поле – Чехии. Можно было бы добавить и королевские лилии Франции, право на это Венцель имел, его матерью была Беатрис Бурбон, правнучка Луи IX Святого.
Согласно некоторым источникам у него было четверо внебрачных сыновей – Жиль, Гильом, Жан и имя четвертого остается неизвестным, возможно, его не существовало, и он просто «дублируется» с одним из предыдущих. Дополнительную информацию можно найти лишь по старшему из них – Жилю (1355-1404), носившему фамилию де Ла Тур. И лишь у одного его известен и герб – примечательно, что это коронованный лев с синими полосами на белом фоне, именно основной (базовый) вариант герба Люксембургского дома.
Отличает его от оригинального, лишь неизвестная вставка (вольная часть) вверху щита слева. Возможно, это аналогия бастардской перевязи, служившая отличием от герба законного сына. Удалось ли сохранить этот герб сыну Жиля – Венцелину де Ла Туру сказать уже трудно, но сеньории его отца – Ла Тур-Витон и Солмури (расположенные на территории современной Бельгии, близ французской границы) остались за ним.
В Испании левая бастардская перевязь появляется уже значительно позже, по-видимому, только при Габсбургах и то не сразу – понятное дело, что при бастардской династии Трастамара ее в «идеале» должны были носить и законные королевские потомки. Ну, а уж если сам король и принцы ее не используют, то и других у этому обязывать как-то «неудобно». Габсбурги уже другое дело.
Вот Хуан Хосе Австрийский (1629-1679) известный испанский военачальник и политик. Сын короля Филиппа IV Габсбурга и Марии Кальдерон. На гербе полный набор королевских знаков (включая португальские) пересеченные левой перевязью.
Но вот у его полного тезки, другого Хуана Хосе Австрийского, жившего столетием ранее (1545/47-1578) бастарда короля Карла V, никакой ленты еще нет. Герб, разумеется, не Карла V, по старой кастильской традиции он представляет собой упрощенную вариацию герба отца и здесь отсутствует несколько элементов, хотя все основные имеются – Леон, Кастилия, Арагон, Сицилия, Австрия и Бургундия.
Такая же ситуация со сводной сестрой Хуана Хосе, известной как Маргарита Пармская (1522-1586), дочерью Карла V от незнатной фламандки Иоганны ван дер Гейнст. Маргариту сложно назвать любимой дочерью, но на ее счастье ее воспитывали родственницы короля, да и замужество было «удачным» - не в смысле семейного счастья, а в контексте знатности мужа – герцога Пармы.
Полагаю, успехам сына Маргариты – Алессандро Фарнезе (1545-1592), нам известен и герб самой внебрачной королевской дочери. Муж, кстати, тоже принадлежал к известной бастардской линии, уже итальянской. Опять же на гербе никаких перевязей, бастардство может подчеркивать лишь его кажущаяся «простота» - соединение знаков старого эрцгерцогства Австрии и Бургундии.
Если с австрийской частью герба все ясно, то бургундская половина дамского щита, по-видимому, символизирует то, что ее отец был еще и герцогом Бургундии, хотя к моменту рождения Маргариты, уже не только им.
Эти же знаки Маргариты перешли на герб ее сына Алессандро и далее внука, в двух четвертях.