Среди геральдических фигур – особенное значение имеет так называемая «левая перевязь» - говоря по-простому, прямая лента по диагонали разделяющая поле герба. Перевязь может быть, как и «полной» - идущей от левого низа к правому верху герба, так и усеченной. Это знак внебрачного происхождения дворянина.
Но вот загадка, можно с уверенностью сказать, что левая перевязь – это определенно принадлежность к бастардской линии рода, она является зеркальным отражением правой перевязи, довольно распространенного геральдического элемента. При этом правая перевязь, отнюдь не всегда означает принадлежность к прямому законному роду, старшему или младшему. Иногда левая бастардская перевязь уже во втором поколении, «разворачивалась» в обратную сторону, становясь как будто обычной геральдической фигурой. Но касалось это, как правило, не внебрачных потомков «простой» знати, а бастардов монархических особ.
Вот довольно ясный английский герб и его владелец, Генри Скотт, 3-ий герцог Баклю – праправнук герцога Монмута (Монмаута), сына Карла II Стюарта. Белая бастардская перевязь есть, как у первого носителя, так и у его потомка.
Но вот уже с потомством другого знаменитого и известного внебрачного отпрыска королевско-герцогской крови, Великого бастарда – Антуана Бургундского (1421-1504), брата Карла Смелого, ситуация уже иная.
Слева – герб Антуана и его старшего, сводного, также незаконнорожденного брата Корнелия Бургундского (1420-1452), последний будучи не женатым, не оставил за собой законных потомков. Антуан получил тот же герб и то же прозвище Великого бастарда, вслед за погибшим на войне Корнелием. Но вот уже у внука и правнука самого Антуана (Адольфа и Максимилиана II Бургундских), рожденных в законных браках мы видим другой герб, где самое важное отличие – левая бастардская перевязь «волшебным» образом стало правой.
То есть, у Валуа, а впоследствии и Бурбонов, левая перевязь неоднократно «модифицировалась» в обычную правую, которая как правило обозначала принадлежность к законной линии рода, просто всего лишь младшей.
Рассмотрим несколько определенно «бастардских» гербов, принадлежащих здравствующим и поныне во Франции дворянским и возможно дворянским семьям, с их отличительной особенностью – левой перевязью.
Черная полоса – даже не белая или синяя, на черном же орле – семья Эймери (Aimeri) из Дофине. Увы, но в просмотренных гербовниках нет никакой информации об этом роде, как и самого интересного ответа – кому же принадлежал сам изначальный герб черного орла на желтом щите?
Баразьер де Ланнуриен (Barazer de_Lannurien) из Бретани. Очень интересная лента, пересекающая красное поле с двумя кольцами. Поле герба само по себе тоже простое, и тоже не удалось найти следов изначального герба. Известно имя первого обладателя данного герба – Пьер, художник, и годы жизни его сына и наследника Жиля Баразьера: 1598-1642. Судя по краткой информации, внук Пьера был купцом и банкиром, может быть источником было и вовсе новое дворянство.
А вот уже сложные гербы, счетверенные как минимум.
Семья де Боннеказэ (de Bonnecaze) и одна из четвертей несомненно бастардская, но при этом несмотря на кажущуюся простоту (всего две звезды на синем поле) владельцы герба посчитали нужным включить ее в состав герба. Но возможно это бы и обязательно – ведь четверть стоит в правой, более важной части щита.
И совсем уж загадочный герб семьи Джозеф, происхождением из нормандского Кана– тут целых два бастардских знака – один, как видим пересекает герб из двух дубов с желудями, но что значит просто черная полоса на белом фоне в четверти в свою очередь разделенной на двое?