Какой герб мог быть у бастарда самого бастарда? К сожалению, примеров можно найти не так уж и много. Вот довольно известные первоначальные гербы Жана Дюнуа и его законного сына – первого герцога де Лонгвилля. Перевязь Дюнуа сменила свой цвет с черного на белый, но так и осталась левой, а вот уже начиная с его сына и заканчивая последним Лонгвиллем – перевязь правая.
Сеньория Ротелин (развалины её замка находятся на стыке современных Франции, Швейцарии и Германии, близ города Базель), была приобретена внуком Дюнуа Людовиком Орлеаном-Лонгвилем, благодаря женитьбе на Жанне де Хохберг.
Владения матери унаследовал их младший сын – Франсуа (1513-1548), он же стал и маркизом Ротелином, возможно, титул был создан именно для него. Как видим, на гербе Франсуа сочетаются два знака королевских лилий – его собственный "валуасский" от Жана Дюнуа и с красной правой полосой на королевской лазури – благодаря уже супруге Марии из одной законных линий Бурбонов.
Законный сын Франсуа – Леонор, становится герцогом Лонгвилем, унаследовав основные титулы своего рода за бездетным племянником, но у него был еще и бастард того же имени – Франсуа, в союзе с дочерью одного из небольших баронов. Этот бастард Франсуа получил имя Ротелина-Орлеана.
Сложно сказать с уверенностью владел ли он и сеньорией де Ротелин, а не только именем, но по крайней мере его внук Франсуа (1627-1686) назывался «графом Ротелином», при этом будучи младшим в своем клане. Какой же титул был у «патриарха» бастардского клана Ротелин? Сохранился более старший титул маркиза? Хотя к концу XVII века, во Франции, строгое наделение титулами графа и маркиза, согласно имеющимся сеньориям и барониям исчезло.
Самый известный представитель этого рода – аббат Шарль Ротелин (1691-1744), значительный для своего времени теолог и писатель. И благодаря Шарлю Ротелину нам известен и герб этого рода.
Для удобства понимания насколько «далеким» потомком Дюнуа был аббат Шарль, лучше всего посмотреть на генеалогическую схему.
Между тем, род Ротелин-Орлеан, каким-то образом сохранил именно правую белую перевязь.
Герб Жана Филиппа Франсуа Орлеанского (1702-1748), Великого Приора Франции.
Жан Филипп Франсуа был членом последнего Орлеанского дома Франции, внуком Месье и внебрачным сыном регента Филиппа. Верхнее поле герба, представляющее собой знаки Мальтийского Ордена, обычно присваивалось приорам Ордена Госпитальеров во Франции. Что интересно, эта должность нередко присваивалась бастардам и потомкам бастардов королевской крови – предшественниками Жана Франсуа были двое Вандомов – Александр, второй сын Генриха Наваррского от Габриэль де Эстре и Филипп де Бурбон (1655-1727) – последний из Вандомов.
И как обычно поверх королевских лилий на лазури идет белая левая бастардская перевязь. Будучи духовным лицом, Жан Филипп Франсуа, разумеется, не был женат, касательно уже его личных бастардов известна его незаконная дочь от замужней дамы де Виллар, но она была формально признана ребенком официального мужа своей матери и взяла его фамилию. Так что герб этого Великого приора Орлеана не передавался по наследству и угас сам по себе.
Интересная бастардская перевязь была у Бурбонов Руссильонов, имевших, правда, только двух представителей по мужской линии, собственного, для первого из них и был создан этот герб – Луи, внебрачного сына герцога Карла I Бурбона (1401-1456), «патриарха» этой младшей королевской линии.
Луи, граф Руссильон (примерно 1450-1487) возможно, чтобы отличаться от других бастардов королевской крови, получил на герб полосу с «зубцами». Не сохранилось сведений о том, как выглядел герб его единственного сына Шарля (скончался в 1510), так как в отличии от отца, он совершенно ничем не прославился.
Между тем, его вторая дочь Анна, вышедшая замуж за барона де Арпажона, принесла в семью мужа герб отца – именно с левой оригинальной перевязью. Так выглядел герб этого дома с 1522 года.