Сразу же после получения или покупки квартиры необходимо зарегистрировать переход права собственности на недвижимость. Сегодня эту процедуру можно провести в центре предоставления государственных услуг «Мои документы».
В статье мы рассмотрим особенности регистрации права собственности на квартиру в МФЦ, список необходимых документов, этапы действий, срок оформления, стоимость услуги, в каких случаях могут отказать.
Особенности регистрации права собственности на недвижимость в МФЦ
Отзывы о центрах государственных услуг «Мои документы» в целом положительные. Сотрудники таких офисов выполняют свои обязанности быстро и профессионально. Все оказанные услуги и выданные документы будут иметь юридическую силу.
Особенности работы МФЦ:
- Удобная инфраструктура. Все сделано для удобства клиентов. Есть оборудованные места для выдачи документов, места для ожидания. В офисах также есть копировальная техника. Она необходима для случаев, когда нужно сделать копии тех или иных бумаг.
- Как правило, офисы «Мои документы» находятся невдалеке от остановок общественного транспорта.
- МФЦ работают в удобном режиме.
- Возможность записи на прием в онлайн-режиме.
- Возможность одновременного получения сразу нескольких услуг. Здесь можно получить как государственные, так и муниципальные услуги.
Важно указать на то, что непосредственно МФЦ регистрацию недвижимости не проводит. Такие офисы лишь принимают документы. МФЦ – это посредник между заявителем и Росреестром.
Какие документы подготовить для регистрации квартиры через МФЦ
При обращении в МФЦ для регистрации недвижимости нужно подготовить соответствующую документацию. К вопросу следует подходить основательно, поскольку при отсутствии какого-либо документа регистрация не состоится. Предъявляются оригиналы и копии всех бумаг.
Пакет документов для регистрации квартиры в МФЦ:
- Паспорт РФ.
- Свидетельство о праве владения недвижимым объектом. Возможные документы: завещание, дарственная, договор купли-продажи, договор обмена и т. п.
- Технический паспорт. Его можно получить в местном БТИ. Если ранее недвижимый объект уже регистрировался в Росреестре, паспорт можно не подавать.
- Выписка о гражданах, которые прописаны на регистрируемой жилплощади. Ее берут из домовой книги. Этот документ является краткосрочным, поэтому оформлять его лучше всего в самый последний момент.
- Письменное согласие от второго супруга (если есть такая необходимость).
- Справка об отсутствии долгов за коммунальные услуги.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Рекомендация от экспертов: еще до сбора документов уточните полный список в МФЦ. Не исключено, что потребуются какие-то дополнительные документы. Яркий пример – приобретение квартиры в кооперативе. В этом случае к пакету документации прилагают передаточный акт и закладную. При оформлении квартиры в собственность ребенка потребуется соответствующе разрешение от органов опеки.
Можно ли через МФЦ зарегистрировать недвижимость в другом регионе России
В 2017 году в действие вступил новый закон, в соответствии с которым права собственности можно регистрировать по всей России. Собственник может зарегистрировать квартиру в МФЦ, даже если находится в другом регионе.
Что нужно сделать:
- Подача требуемой документации. Это можно сделать как в офисе МФЦ, так и через интернет.
- После принятия документов формируется так называемая выездная комиссия. Специалисты изучат объект недвижимости, который нужно зарегистрировать. Причем присутствие собственника обязательным не является.
- Проверка достоверности сведений, которые изложены в документации.
- Непосредственная регистрация недвижимости в течение 7 дней.
Такая возможность была предоставлена для того, чтобы жители страны не совершали бессмысленных поездок ради решения бюрократических вопросов. Если квартира находится в Белгороде, например, а собственник – в Ярославле, то регистрацию недвижимости он может провести прямо в Ярославле.
Как оформить квартиру в собственность через МФЦ: порядок действий
Расположение офисов МФЦ в конкретном регионе можно узнать в интернете. После сбора документов необходимо позвонить в МФЦ и записаться на прием. Запись также можно осуществить в онлайн-режиме на сайте «Госуслуги».
Порядок регистрации квартиры в МФЦ:
- Заполнение заявления о регистрации.
- Оплата государственной пошлины. Оплату можно провести в течение 5 дней.
- Передача документов сотруднику МФЦ.
- Получение расписки (описи) о том, что документы на регистрацию приняты.
- Получение выписки из ЕГРН в назначенный день. Ее получают опять же в МФЦ. Это подтверждение перехода прав на недвижимость. Выписку из ЕГРН также можно получить в электронном виде.
Опись о приемке документов в МФЦ
В описи о приемке документов в МФЦ должна стоять дата подготовки документации, а также номер обращения. По этому номеру за регистрацией можно следить на официальном сайте Росреестра. Опись документации предоставит сотрудник МФЦ, который ее принял. Расписку следует внимательно прочитать. Если каких-то документов нет, скажите об этом сотруднику (должны быть внесены немедленные корректировки).
Сотрудники МФЦ – живые люди, поэтому порой даже в простых личных данных обращающихся граждан они допускают ошибки. Пример из практики: в паспорте гражданки РФ, которая регистрировала квартиру, было указано, что по отчеству она – Федоровна. Сотрудник МФЦ в спешке записал отчество через букву «ё» – Фёдоровна. По закону, такая замена буквы считается грубой ошибкой. В результате все документы пришлось переделывать. Это отняло много времени.
Что нужно проверить в описи:
- адрес недвижимого объекта;
- вид недвижимого объекта (квартира, дом и т. п.);
- Ф. И. О. заявителя;
- количество оригиналов и копий документов;
- скан-копии документов, которые сделал сотрудник МФЦ.
Образец описи документов в МФЦ:
Опись нужно сохранить, поскольку она пригодится для получения документов в МФЦ.
Сроки регистрации права собственности на квартиру через МФЦ
Срок оформления собственности на квартиру через МФЦ составляет около 9 дней. Если какие-то документы не в порядке, это время увеличится. Поэтому к оформлению документации рекомендуется подходить ответственно. Узнать о том, готовы ли документы, можно либо на сайте Росреестра, либо в справочной центра «Мои документы».
Госпошлина за регистрацию квартиры в МФЦ
Действующее налоговое законодательство РФ (пункты 21–31 ст. 333.33 НК РФ) регламентирует порядок уплаты и размеры государственной пошлины при регистрации квартиры в МФЦ. Чтобы сроки регистрации не затянулись, оплатить пошлину нужно правильно. Впрочем, сделать это несложно.
Размер пошлины для физических лиц – 2 000 рублей, для юридических лиц – 22 000 рублей. Если регистрируется общая совместная собственность, сумма не будет зависеть от числа собственников. Например, если супруги регистрируют квартиру, то сумма пошлины составит именно 2 000 рублей, а не 4 0000 рублей.
Если же регистрируются доли, пошлину уплачивает каждый владелец доли в зависимости от площади. Например, квартиру в долевую собственность приобрели два гражданина с долями 1/4 и 3/4. Первый покупатель платит 500 рублей (2 000 умножаем на 1/4), а второй – 1500 рублей (2000 умножаем на 3/4).
Кто освобожден от уплаты госпошлины:
- малоимущие граждане;
- ветераны ВОВ;
- инвалиды ВОВ;
- узники концлагерей.
Причины отказа МФЦ в регистрации квартиры
Сотрудники МФЦ могут отказаться оформлять квартиру в собственность. Приостановить процесс регистрации прав можно на основании закона ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Здесь изложен подробный перечень оснований, по которым регистрация невозможна.
Причины отказа МФЦ:
- Заявитель не предоставил полный пакет документов, который необходим для регистрации.
- Есть сомнения в подлинности тех или иных документов.
- Есть сомнения в информации, которая изложена в тех или иных документах.
- Сами документы оформлены неправильно. Есть прямые расхождения с действующим законодательством РФ. Например, может отсутствовать какой-нибудь важный пункт в договоре купли-продажи.
- Есть противоречия между зарегистрированными или заявленными правами.
- МФЦ не получили запрошенную информацию. Например, ожидался ответ от ФНС, однако он до сих пор не был получен.
- Отсутствие согласия третьего лица на проведение процедуры. Речь идет о случаях, когда без такого согласия не обойтись по закону. Например, при продаже совместно нажитого имущества нужно согласие обоих супругов. Еще один пример: при продаже залоговой квартиры нужно согласие кредитной организации, которая предоставила кредит.
- По отношению объекта недвижимости, который нужно зарегистрировать, ведется судебное дело. Сюда же можно отнести любые аресты и обременения, накладываемые на недвижимые объекты.
- Отсутствие согласия владельца доли (в случаях, когда регистрируется доля).
- Отсутствие отчислений компании-застройщика в компенсационный фонд долевого строительства. Речь идет о первичном рынке, когда квартира регистрируется на основе ДДУ.
- Есть расхождения между сведениями из документов и сведениями из ЕГРН. Например, может не совпадать метраж регистрируемого жилого имущества.
- Наличие исполнительного производства в отношении заявителя. По закону регистрация в этом случае приостанавливается на срок до 3 месяцев.
Отказ в регистрации права собственности на квартиру в МФЦ в большинстве случаев не является окончательным решением. Нужно лишь устранить нарекания, которые имеются к документации. Если отказ является незаконным, решение можно оспорить в суде.
Регистрация права собственности на недвижимость в МФЦ проводится за 9 дней. Список документов, которые нужно подать в МФЦ, можно уточнить при записи на прием. С 2017 года зарегистрировать квартиру в МФЦ можно даже если новый собственник находится в другом регионе. Государственная пошлина для физических лиц составляет 2 000 рублей. При регистрации важно проверить, как сотрудник МФЦ составил опись документов. Отказ в проведении регистрации квартиры можно оспорить в судебном порядке.
Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.