Потребитель вправе отказаться от товара и потребовать вернуть деньги в следующих случаях:
- О товаре неверно проинформировали (предоставили недостоверную информацию или информацию предоставили неполностью);
2. В товаре проявились/были выявлены недостатки;
3. Качественный товар не подошел по фасону, габариту расцветке итп.
4. Покупатель охладел к покупке (если товар приобретен дистанционно).
Рассмотрим эти случаи поподробнее.
Предоставили недостоверную информацию
Продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 495 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).
Информацию о товаре должны предоставить так, чтобы Вы купили то, что Вам нужно. Если Вы обнаружили, что товар не соответствует ожиданиям, то скорее всего это Ваш случай.
Информация о товаре доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иными способами (п. 3 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).
Если не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, потребитель вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу (п. 3 ст. 495 ГК РФ; п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»).
При определении разумного срока необходимо учитывать срок годности товара, сезонность использования, потребительские свойства и т.п. (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
Отказ от товара ненадлежащего качества
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Порядок возврата товара ненадлежащего качества (товара с недостатками) смотрите в Анимированной презентации «Возврат товара: права и сроки».
Отказ от товара надлежащего качества
1. Товар приобретался оффлайн, то есть в обычном магазине
По общему правилу вернуть качественный товар нельзя, но если очень хочется, то можно, потому что…
Закон разрешает обменять качественный товар на аналогичный, если он «не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации», и только, если обменять товар не на что, тогда потребитель вправе требовать вернуть деньги.
Если качественный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и вернуть непродовольственный товар надлежащего качества, при этом должны быть соблюдены следующие условия (п. 1 ст. 502 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»):
✔️с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец вправе установить более длительный срок возврата;
✔️приобретенный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца - товарный или кассовый чек, иные документы, подтверждающие оплату товара. Отсутствие указанных документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания;
✔️на день обращения у продавца отсутствует в продаже аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, необходимый покупателю, в связи с чем невозможен обмен приобретенного потребителем товара.
При этом следует учитывать, что некоторые непродовольственные товары надлежащего качества по общему правилу не подлежат обмену (например, предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески и другие аналогичные товары, лекарственные препараты) (п. 1 ст. 25 Закона N 2300-1; Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
Вместе с тем возможность обмена таких непродовольственных товаров надлежащего качества может быть установлена продавцом (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2016 № 307-АД16-7457 по делу № А56-57628/2015).
2. Товар приобретен дистанционно, например онлайн.
Если дистанционно приобретен некачественный товар, то его возвращают в порядке и по основаниям, предусмотренным для возврата некачественного товара. ⬆️
Если возврат товара, купленного дистанционно вызван тем, что покупатель охладел к покупке(вещь разонравилась, передумал покупать, не соответствует ожиданиям), то его можно вернуть в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Как это сделать смотрите Анимированную презентацию «Как вернуть товар в интернет-магазин».
Эти правила распротраняются на любой товар, купленный дистанционно, в том числе не только онлайн, но и по каталогам.
При дистанционной продаже товаров договор заключается на основании ознакомления покупателя с описанием товара, размещенным продавцом в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
При приобретении лекарственного препарата для медицинского применения дистанционным способом #потребитель вправе отказаться от доставленного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только доставка (п. п. 1, 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»; п. 26 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» № 2463; п. п. 1, 2, 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 697).
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.
Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не поставили).
#закон о защите прав потребителей #защита прав потребителей
#возврат товара #вернуть товар