- У тебя уже хронический бронхит, а ты куришь, и куришь…Зачем?
- Курение для меня, как способ почувствовать себя живым, как разрешение себе быть неидеальным, как «глоток свободы»
Можно еще дополнить – …и как великий самообман.
Так ли это?
Почему люди курят?
Если перестать оправдывать и романтизировать самообманывающими фразами саморазрушение, то можно увидеть, что привычка курить сигареты состоит, как механизм, из двух аспектов:
· избегание (уход от некой проблемы в жизни или в самом себе; уход от нечто негативного для себя);
· компенсация (побуждение заместить себе ту или иную значимую потребность, которую человек не может/не хочет/не знает/не осознает, как удовлетворить иным, здравым способ).
А если рассматривать курение, как вторичную выгоду, то нужно анализировать, какая для человека есть польза в саморазрушении – почему он сам себе враг/что заставило его проявлять к самому себе такую форму агрессии?
Как сигарета помогает уйти от проблемы – в чем подвох?
Механизм избегания тут может быть следующий.
Вместо зрелой позиции, заключающейся в снятии напряжения за счет открытого столкновения с проблемой, принятия факта ее данности, дальнейшей оценки ее сложности, затем выбора способа ее решения и его реализации (с параллельным выбросом дофамина и серотонина, дающих человеку естественное чувство радости, удовлетворения за полученный результат), человек уходит в инфантильное поведение – то есть, в избегание столкновения с проблемой.
Так курильщик получает утешение от (внутренней) архетипической Великой Матери, не желая отрываться от ее груди, не имея ресурсов для сепарации из позиции ее вечного Дитя (Пуэра), продолжая укрываться от сложностей и тягот внешнего мира, то и дело «припадая к ее дымящемуся соску» (вспомнили Гантера из сериала «Друзья»? =))
Курение – маркер инфантильности. А невозможность «завязать» с ним – признак нерешенной сепарационной тревоги.
Человек, используя такой способ «гомеостаза», на самом деле ничем себе не помогает, ничего не решает, не выбирает, не реализует, а ищет быстрый суррогатный способ снять напряжение (проблема/задача, ведь, никуда не исчезает, а при этом напряжение растет), чтобы получить порцию дофамина: нервничать – курить – расслабляться и т.д. Это тратит время, здоровье, надолго порой продлевая «мыслительную жвачку» и ненужную рефлексию, самокопание – ресурсы идут не в нужное русло, а, как говорится «в гудок».
Выкуренная сигарета иллюзорно закрывает потребность в снятии напряжения и дает чувство «завершенности» дела (если вы сейчас не курите, но прежде курили, перед экзаменом, например, являясь студентом, или в процессе реализации сложного проекта на работе, то вы, наверняка, понимаете, о каких ложных и непродолжительных ощущениях завершенности идет речь).
Сигарета не решает саму проблему, а «помогает» снова, и снова избегать столкновения с ней. При этом ресурсов психики тратится не меньше, чем при активном выполнении дела + вред организму.
Поэтому после очередного перекура через небольшое количество времени напряжение всегда снова возвращается, и человек опять испытывает потребность снять его, получить дофамин, успокоиться, и желательно точно также, как и прежде – оттягивая контакт с проблемой, с задачей (снова, избегая ее) – человек в очередной раз тянется за сигаретой.
Раз, за разом, опять и опять – мозг быстро привыкает получать дофамин порционно и часто. Потому что нашему мозгу абсолютно все равно, насколько пагубным способом продуцируется нужный «гормон», для стабилизации эмоционального состояния человека. Ему важен результат этого продуцирования – возвращение психического функционала к балансу, снижение тревожности и т.д.
Мозг ориентирован на быструю компенсацию за счет пополнения уровня истраченных «гормонов», спонсирующих комфортное состояние.
Какие потребности компенсирует курение?
У каждого зависимого может быть своя скрытая, неосознанная психологическая (а точнее – невротическая) потребность в компенсации (как правило, она глубже, чем та, что находится «на поверхности», и уходит «корнями» в специфику анамнеза).
У разных людей с аддикциями – свои истории зависимостей, свои причины ухода в компенсацию посредством тех или иных «инструментов» (кто-то обращается к сигаретам, кто-то – к алкоголю, а кто-то – к не менее токсичному… человеку/партнеру - так формируются созависимые отношения).
Поэтому поиск реальных предпосылок и последующая работа с ними осуществляется в психотерапевтическом альянсе со специалистом, в психоанализе или в другой психотерапевтической модальности.
А что на счет наслаждения?
- Куда с сигаретой – на мороз? Бросать не пробовал?
- Нет, мне в кайф затянуться сигареткой морозным вечером, стоя на балконе. Для меня это удовольствие, наслаждение…
Курящий человек порой готов терпеть и не такие неудобства ради того, чтобы удовлетворить потребность, продиктованную зависимостью.
Здесь важно найти и понять причины романтизации саморазрушения (а значит, и поощрения своего страдания)?
Что мешает ему увидеть данность; мешает осознать необходимость изменений, чтобы проявить заботу и любовь к себе?
Ему стоит спросить себя и ответить честно:
- Я удерживаю страдание для своего организма, чтобы ...что?
- Что заставляет меня получать удовольствие от страдания?
Отвечая искренне, можно увидеть иррациональность своего желания курить, так как в этом желании скрыто проявление нелюбви к себе/наказания (а зачем и за что себя человеку наказывать? откуда это взялось в нем? вот, что важно...).
Но найти первопричины неосознанного желания страдать только своими силами будет нелегко.
Почему?
Потому что психика будет защищать человека от повторного контакта с тем, что привело его однажды к компенсации посредством курения, от того, что ему пришлось замещать сигаретами.
Дело в том, что часто в основе пагубных пристрастий находятся травмирующие переживания прошлого, вытесненные в бессознательный пласт психики человека, чтобы не блокировать его сознательную активность (активность Эго-сознания) негативными, сложными эмоциями. Поэтому велик риск, что в ответ на свои попытки докопаться до правды и узнать, почему вместо проявления любви к себе человек себя буквально травит ядами сигареты, проявится лишь сопротивление в виде работы защитных психических механизмов. Например, в виде отрицания («Я курю? Да вы что! Я – так, балуюсь»), рационализации («Если подумать, не так уж много яда поступает с дымом, если курить все по 2-3 сигареты в день»), проекции («Не мотал бы мне брат нервы, я бы не курила…»), регрессии («Это мое единственное утешение после развода…отстаньте от меня, хватит на меня нападать… ААА!») и других.
Люди без зависимости (от чего угодно, не обязательно – от курения) не имеют потребности компенсировать, избегать; они иначе контактируют с собой и с миром. У них нет желания навредить себе – они принимают себя и других, находят в этом баланс своими силами.
Без «допинга».