Найти тему

Я кайфанул и ты кайфани: ранний Москвич-408 в деталях

В статье использованы фотоматериалы автора
В статье использованы фотоматериалы автора

Ему 56 лет. Можно сказать, почти дедушка. Но на фоне общей массы потрепанных и подгнивших за зиму автомобилей, которые младше его в 3, 5 или даже 10 раз, смотрится еще бодрячком. Причем ряд деталей насколько бодрые, что это даже вызывает вопросы…

Выпущена данная машина в одна тысяча девятьсот шестьдесят шестом. Вообще, 1966 год – знаковый для МЗМА (почему не АЗЛК – ответ найдете ниже). Тогда произошло сразу несколько важных событий. Во-первых, это первый год, когда завод выпускал только Москвичи нового, третьего, поколения (старый М-403 ушел с конвейера летом 1965 года). Во-вторых, в 1966 году первые Москвичи были собраны в Ижевске – причем старт дала именно модель 408. И в-третьих, что более важно для «родного» завода МЗМА – как раз в 1966 году экспорт Москвичей впервые превысил 50% от общего выпуска! Изготовлено было 82,4 тысячи машин, а по отгрузкам за рубеж внешнеторговый справочник дает число 42,5 тысячи.

Впрочем, хватит чисел. Давайте смотреть и наслаждаться!

Смотрится машинка действительно свежо и приятно. Разве что легкий слой пыли капельку портит впечатление. Что произошло с задними колпаками - написал ниже
Смотрится машинка действительно свежо и приятно. Разве что легкий слой пыли капельку портит впечатление. Что произошло с задними колпаками - написал ниже
Я не специалист в кузовщине - но все кузовные панели и зазоры вроде ровненькие. Этот экземпляр явно отличается от большинства Москвичей, имевших нелегкую судьбу "рабочих лошадок"
Я не специалист в кузовщине - но все кузовные панели и зазоры вроде ровненькие. Этот экземпляр явно отличается от большинства Москвичей, имевших нелегкую судьбу "рабочих лошадок"
«Наш» четыреста третий – конечно, не ижевский, а московский. Причем он несет на себе старую эмблему МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. В АЗЛК завод переименовали лишь в 1968 году
«Наш» четыреста третий – конечно, не ижевский, а московский. Причем он несет на себе старую эмблему МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. В АЗЛК завод переименовали лишь в 1968 году
Надпись здесь тоже старого образца - в стилистике хрущевской "оттепели". Причем такую же сохранили и первые М-412. А зачем уже шрифт сменили на более привычный (для брежневской эпохи)"квадратный"
Надпись здесь тоже старого образца - в стилистике хрущевской "оттепели". Причем такую же сохранили и первые М-412. А зачем уже шрифт сменили на более привычный (для брежневской эпохи)"квадратный"
Так как М-408 ранний, то и светотехника здесь еще старого образца – до принятия СССР международной конвенции ПДД, требующей оранжевых указателей поворотов и прочего
Так как М-408 ранний, то и светотехника здесь еще старого образца – до принятия СССР международной конвенции ПДД, требующей оранжевых указателей поворотов и прочего
Напоминающие «американцев» вертикальные фонари вкупе с крыльями-«плавниками» смотрятся особенно колоритно. И было бы еще лучше, но недостающие колесные колпаки сняты и лежат в салоне…
Напоминающие «американцев» вертикальные фонари вкупе с крыльями-«плавниками» смотрятся особенно колоритно. И было бы еще лучше, но недостающие колесные колпаки сняты и лежат в салоне…
«Смотрящий» за автомобилем не сумел открыть его салон, так что красивый щиток приборов и металлическую переднюю панель можно увидеть лишь сквозь блики стекла. Пробег на фото, к сожалению, целиком не виден (а посмотреть в момент съемки я забыл)
«Смотрящий» за автомобилем не сумел открыть его салон, так что красивый щиток приборов и металлическую переднюю панель можно увидеть лишь сквозь блики стекла. Пробег на фото, к сожалению, целиком не виден (а посмотреть в момент съемки я забыл)
Первые попытки инженеров сделать салон травмобезопасным (за счет пластиковых накладок на металл) выглядят даже интереснее радиоприемника. Причем это весьма современный для своего времени транзисторный АТ-64 производства Муромского радиозавода
Первые попытки инженеров сделать салон травмобезопасным (за счет пластиковых накладок на металл) выглядят даже интереснее радиоприемника. Причем это весьма современный для своего времени транзисторный АТ-64 производства Муромского радиозавода
Самое интересное –  под капотом. Первый шок: головка цилиндров у автомобиля выглядит абсолютно новой! Рискну предположить, что он прошел какую-то реставрацию либо был вообще заменен. Но модель двигателя родная – 408. То есть здесь нижний (боковой) распредвал, объем 1,35 литра и всего 50 л.с.
Самое интересное – под капотом. Первый шок: головка цилиндров у автомобиля выглядит абсолютно новой! Рискну предположить, что он прошел какую-то реставрацию либо был вообще заменен. Но модель двигателя родная – 408. То есть здесь нижний (боковой) распредвал, объем 1,35 литра и всего 50 л.с.
Также явной новизной отдает от корпуса воздушного фильтра. Да что там корпус – всё подкапотное пространство выглядит практически не тронутым временем! И это сразу навевает мысли, почему? Мотор менялся целиком и после этого машина не ездила?
Также явной новизной отдает от корпуса воздушного фильтра. Да что там корпус – всё подкапотное пространство выглядит практически не тронутым временем! И это сразу навевает мысли, почему? Мотор менялся целиком и после этого машина не ездила?
Карбюратор – тоже как новый. Кстати, именно в 1966 году выпуск "москвичевских" двигателей начал налаживать Уфимский автомоторный завод. Но предприятие в Башкирии сразу планировало выпускать более современный мотор М-412…
Карбюратор – тоже как новый. Кстати, именно в 1966 году выпуск "москвичевских" двигателей начал налаживать Уфимский автомоторный завод. Но предприятие в Башкирии сразу планировало выпускать более современный мотор М-412…
…организация производства тогда затянулась (лишь к концу 1967 года выпустили первые две тысячи моторов) и даже спустя пару лет журнал «За Рулем» писал гневные статьи, что новых моторов катастрофически не хватает. Как известно, древний мотор М-408 перешел еще на М-2138 и продержался на московском конвейере до 1982 года!
…организация производства тогда затянулась (лишь к концу 1967 года выпустили первые две тысячи моторов) и даже спустя пару лет журнал «За Рулем» писал гневные статьи, что новых моторов катастрофически не хватает. Как известно, древний мотор М-408 перешел еще на М-2138 и продержался на московском конвейере до 1982 года!
Подкапотная табличка данной машины подтверждает год и место производства. Номер кузова, 99503, довольно близок к истине. Согласно статистике, в 1964 году выпустили всего одну тысячу «Москвичей-408», в 1965 – до 75 тысяч. То есть эта машина должна быть изготовлена весной 1966-го
Подкапотная табличка данной машины подтверждает год и место производства. Номер кузова, 99503, довольно близок к истине. Согласно статистике, в 1964 году выпустили всего одну тысячу «Москвичей-408», в 1965 – до 75 тысяч. То есть эта машина должна быть изготовлена весной 1966-го
Немецкие шины Fulda Krystall – конечно, неродные. Ныне подзабытая уже марка у некоторых ассоциируется с ГДР. Хотя выпускалась она в ФРГ и с 1962 года входит в знаменитый американский концерн Goodyear
Немецкие шины Fulda Krystall – конечно, неродные. Ныне подзабытая уже марка у некоторых ассоциируется с ГДР. Хотя выпускалась она в ФРГ и с 1962 года входит в знаменитый американский концерн Goodyear
А вот задние порядком уставшие шины совсем уж малоизвестной марки Rosava несут надпись Made in Ukraine. Впрочем, не будем о грустном…
А вот задние порядком уставшие шины совсем уж малоизвестной марки Rosava несут надпись Made in Ukraine. Впрочем, не будем о грустном…
На этом фото все понятно: талон техосмотра, выданный в Петрозаводске в 1981 году. Если честно, я такие раритетные карточки в своей сознательной жизни вижу впервые!
На этом фото все понятно: талон техосмотра, выданный в Петрозаводске в 1981 году. Если честно, я такие раритетные карточки в своей сознательной жизни вижу впервые!
Предвижу вопросы о том, не будет ли эта машина продаваться. Не знаю (собственно, я и с владельцем незнаком). Не исключено, что будет. Мониторьте сайты объявлений. В каком регионе искать – вы теперь знаете
Предвижу вопросы о том, не будет ли эта машина продаваться. Не знаю (собственно, я и с владельцем незнаком). Не исключено, что будет. Мониторьте сайты объявлений. В каком регионе искать – вы теперь знаете
К слову, летом 2022 года завод мог бы отметить 75-летний юбилей с начала производства своих первых Москвичей. Эта был М-400, вставший на конвейер в 1947-м…
К слову, летом 2022 года завод мог бы отметить 75-летний юбилей с начала производства своих первых Москвичей. Эта был М-400, вставший на конвейер в 1947-м…

P.S.: моя ближайшая книга ("Автомобили Mercedes-Benz. Наследие главной звезды. 1976-2006") должна выйти в декабре 2022 года. К сожалению, резко выросшие весной цены на типографские услуги до сих пор практически не снизились. Сейчас я всеми силами стараюсь собрать деньги на печать тиража. Вы можете помочь моему проекту, отправив любую сумму:

А вот так выглядит моя первая, уже изданная, книга по истории легковушек Mercedes-Benz. В описании к видео указаны контакты автора по вопросам ее приобретения:

Интересное по этой теме в моем блоге:

Москва без «Москвича»: 20 лет назад закрылся АЗЛК
Alexmix: лучшее из автомобильной истории2 января 2022
РАФ-2203-02: в музей нельзя на свалку?
Alexmix: лучшее из автомобильной истории10 ноября 2021
45 - Нива ягодка опять! История главной легенды АвтоВАЗ в кадрах
Alexmix: лучшее из автомобильной истории20 апреля 2022

Авто
5,66 млн интересуются