Тема урока: Понятие «слово» ( название предмета). Игрушки и школьные вещи.»
Задачи:
- познакомить учащихся со школьными принадлежностями, некоторыми игрушками. Дать понятие «слово» и познакомить с условно-графической записью слова;
- коррекция мышления на основе упражнений анализа и синтеза, развитие речи;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, интерес к урокам чтения.
Оборудование: игрушки ( кукла, медведь, заяц, пирамидка и т.д), школьные вещи ( портфель, пенал, счёты, цветные полоски для условной записи)
Ход урока
I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика:
- вдох-выдох- пауза
- одновременное надувание щёк
- попеременное надувание щёк
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
III. Речевая зарядка
Пришли мы все учиться,
Пришли мы в первый класс.
Открыты двери школы
В просторный светлый класс.
Теперь не до игрушек,
Учусь по букварю.
Я соберу игрушки
Серёже подарю.
IV. Показ учащимся знакомых игрушек: кукла, собачка, мишка, машинка
- уточнение названия каждой игрушки;
- нахождение названных учителем игрушек;
- обобщенное название « Игрушки»
V. Работа над понятием «слово»
1. Название демонстрируемых игрушек
- определение количества игрушек и количества соответствующих им слов
- условно графическое обозначение слова ( полосками бумаги)
Физкультминутка
2.Школьные вещи ( рюкзак, учебники, тетради, ручки, карандаши и т.д)
Новый дом несу в руке
Двери дома на замке
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные ( портфель)
Показываю портфель и в нём – школьные принадлежности:
- демонстрация и название учителем школьных вещей и правильное повторение их названий учениками
- отгадывание загадок
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает ( книга)
Чёрный Ивашка
Деревянная рубашка.
Где носом ведёт-
Там заметку кладёт ( карандаш)
Обобщение названия – школьные вещи
VI. Определение количества названных предметов и количества названных слов – условно-графическое обозначение слов полосками бумаги
VII. Работа с предметными картинками ( игрушки, школьные принадлежности
- правильно назвать предмет;
- определит количество слов;
- сделать условно- графичекую запись.
VIII. Игра «Что лишнее»
Раскладываю на столе игрушки и пенал
-что лишнее? Почему?
- Как назвать одним словом всё остальное?
IX. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Как справились с работой?
Кто доволен своей работой?