В 1894 г. Гюстав Жеффре назвал «гранд-дамами импрессионизма» - Мари Бракемон, Берту Моризо и Мэри Кассат.
Мари Бракемон (1840-1916 гг.) - французская художница-импрессионистка.
После смерти отца мать вышла повторно замуж, из-за особенностей службы отчима семья постоянно переезжала с места на место. Затем семья осела в Этампе вблизи от Парижа.
Первой работой Мари был портрет матери, которая и способствовала тому, что девочка попала в мастерскую художника-реставратора М. Уоссера.
В 1857 г. картины девушки увидел Жан Огюст Доминик Энгра, который взял шефство над талантливой художницей. В своих записках Мари говорит, что учитель стал для нее «отцом».
Филипп Бюрти называл Мари самой талантливой ученицей студии Энгра. Хотя художество считалось мужским занятием, но девушка продолжала упорно трудиться.
Известность художница получила после выполнения заказа императрицы Евгении. Генеральный директор французских музеев граф де Ньевенкерк нанял Мари для выполнения копий с картин Лувра.
Часто на картинах она изображала своих родных, например, сестру Луизу или женщин. Героиням картин свойственна свобода, но не развязность, строгость, но не аскетизм.
Я не хочу рисовать цветы. Я хочу работать в живописи и выражать те чувства, которые искусство вдохновляет меня. Мари Бракемон
Но посмотрите работу выполненную в стиле импрессионизма!
Вскоре она познакомилась с графиком Феликсом Огюстом-Йозефом Бракемон, который и стал ее супругом.
После рождения сына Пьера Мари занималась оформлением керамических изделий и посуды, разрабатывала эскизы декораций, давала уроки рисования.
Писала картины, но довольно мало. Муж относился к занятиям жены живописью с неодобрением, скорее ревнуя ее к успеху и завидуя ее таланту.
В 1874 г. на выставке картин Мари познакомилась с Эдгаром Дега. Это знакомство стало знаковым, так как художник увидел в работе Мари что-то недосказанное и загадочное. Здесь в Салоне художница познакомилась с Ренуаром и Моне, картины которых вызывали у нее восхищение.
Супруг Мари познакомил ее с Гогеном, который и дал несколько уроков. Ее цвет стал максимально интенсивным и так импрессионизм приобрел свою третью гранд-даму.
Словно в вашем доме внезапно распахнулось окно и в него ворвались солнце и свежий ветер. Мари.
Мари полностью «перешла» в импрессионизм, в этом стиле первоначально было написано 11 картин. Художница участвовала в четвертая (1879 г.), пятой (1880 г.) и восьмой (1886 г.) выставках импрессионистов.
Довольная некоторыми своими картинами, она хотела их показать, хотела связаться с другими художниками, мечтала об успехе и жизни, полной борьбы и продуктивности. ( Пьер Бракемон)
Чем больше известность приносили известность своей художнице, тем невыносимее становилось дома. Супруг запрещал выставлять картины, показывать их даже друзьям, устраивал скандалы.
Именно ревностное отношение мужа к успехам Мари стали причиной, что ее картины были менее известны, чем работы Берты Моризо, Мери Кэссат или Евы Гонзале. Но Феликс Бракмон отличался деспотичным характером и придерживался консервативных взглядов на искусство, хотя был знаком со многими импрессионистами.
Мари, уставшая от семейной тирании в 1890-е гг. забросила живопись и полностью занялась работой с фарфором и керамикой. На практически последней картины Мари изображен ее сын Пьер и сестра, которая неоднократно позировала мастеру.
Периодически художница делает эскизы и пишет картины.
В 1919 г. на ретроспективной выставке Мари Бракемон в Париже было выставлено 90 работ, преимущественно, эскизов, а также 34 акварели и 9 гравюр.
В 1962 г. прошла вторая выставка Мари Бракемон, на которой было представлено 38 работ.