Найти тему

Как сегодня выглядит дом, где провел детство автор знаменитой картины "Неизвестная"?

Как часто бывает, с произведениями знаменитых писателей и художников мы знакомы лучше, чем с историей их жизни. Смотрим на результат, так сказать. А о том, каким человеком был автор или сколько труда вложил в свой шедевр, задумываемся мельком.

Так и с автором знаменитых «Неизвестной» и «Христоса в пустыне», художником И. Н. Крамским. Думаю, каждый, увидев, узнает его картины. Многие назовут имя художника, но сведения о его жизни, если и читали когда-то в сухих строках биографии, то давно забыли.

"Неизвестная" (И. Н. Крамской)
"Неизвестная" (И. Н. Крамской)

Я тоже, к сожалению, не отличаюсь способностью запоминать книжные биографические описания. Гораздо лучше воспринимаю историю жизни известной личности, рассказанную в его музее, бывшем доме, на выставке произведений. Что поделать – наглядное мышление.

Недавно удалось восполнить один из таких пробелов в знаниях. Поездка в небольшой городок Острогожск значилась в планах давно, но как-то все не удавалось выбраться. В этот раз «звезды сошлись», и мы отправились на поиски дома, в котором провел детство И. Н. Крамской.

Бюст художника во дворе того самого дома-музея
Бюст художника во дворе того самого дома-музея

В некоторых источниках его называют «музеем-усадьбой» и, если честно, воображение рисовало что-то вроде лермонтовских «Тархан» и пушкинского «Болдино».

На самом деле, родовое гнездо знаменитого художника имеет беленые стены, камышовую крышу и весьма скромные размеры. На фоне современной застройки смотрится невероятно колоритно.

Родной дом художника
Родной дом художника

Пофотографировав дом снаружи, мы заглянули через забор во двор, потом заметили на окне листочек с расписанием и поняли, что можно попасть внутрь. Вот только звонка нигде не наблюдалось, ворота были закрыты. Пока раздумывали, к нам вышла сотрудница музея. Похоже, ей надоело смотреть, как мы мнемся у забора. Так мы получили подробную индивидуальную экскурсию.

Гостиная в доме Крамского. Интерьер воссоздан, и показывает просто типичную обстановку гостиной в мещанском доме того времени.
Гостиная в доме Крамского. Интерьер воссоздан, и показывает просто типичную обстановку гостиной в мещанском доме того времени.

Внутри воссоздан интерьер XIX в., но, вещей Крамских почти нет. Семья продала дом в 1890 г. и около века (до 1974 г.) у него были другие владельцы. Вещи в комнатах – типичные, обезличенные. Они призваны создавать общую атмосферу, а заодно пробуждать любопытство посетителей, пытающихся определить назначение особо примечательных предметов.

Экскурсовод объяснила, что это - мясорубка. Немного напоминает современную, но и отличий немало. Хотя потом мне встретилось другое мнение, что это - машинка для измельчения табака. Тоже похожа, но я склоняюсь к версии с мясорубкой. А вы как думаете?
Экскурсовод объяснила, что это - мясорубка. Немного напоминает современную, но и отличий немало. Хотя потом мне встретилось другое мнение, что это - машинка для измельчения табака. Тоже похожа, но я склоняюсь к версии с мясорубкой. А вы как думаете?

Но самое интересное – не мебель и не странные предметы ушедшей эпохи, а фотографии семьи художника. Его дети также оказались тоже весьма одаренными людьми:

  • сын Николай - архитектор;
  • сын Анатолий - математик, художник копиист;
  • дочь Софья - художник-оформитель (единственная, для кого живопись стала специальностью).
-6

Чем примечателен дом, кроме имени владельца? Обычное жилище небогатого мещанина XIX в. наверняка на той же улице были дома побогаче, попривлекательнее. Пожалуй, главная его ценность не в красоте или архитектурных особенностях.

Сени и множество полезной в хозяйстве домашней утвари XIX в.
Сени и множество полезной в хозяйстве домашней утвари XIX в.

Ценность в отношении: люди, которые жили в нем после Крамских не стремились снести дом и построить что-нибудь помоднее, покомфортнее. Наоборот, зная, кому он изначально принадлежал, они старались сохранить дом таким, каким он был при жизни художника. И теперь, когда дом-музей признан памятником культуры, за ним по-прежнему с любовью ухаживают, несмотря на то, что с экономической точки зрения это убыточный проект (основные посетители – школьники с экскурсией, да редкие заезжие туристы вроде нас).

И мне кажется, это как раз нормально – беречь свою историю, какой бы незначительной она кому-то не казалась.

Как считаете?

Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка каналу!