На самом деле этих автомобилей было произведено довольно значительное количество — примерно 322 тысячи штук, в том числе модификации. В результате и в данном случае мыши плакали, кололись, на на кактус все-таки карабкались, потребители «Горбатый» вовсе не игнорировали, хотя частенько и посмеивались над ним.
Первое время планировалось, что модель будет выпускаться столичным автомобильным заводом МЗМА. Сотрудники этого предприятия совместно с представителям НАМИ, института, специализирующегося на автотехнике, в 50-е годы прошлого века вели разработку микролитражки, рассчитанной на четверых. Они выполняли один прототип за другим, но у каждого из них были очевидные слабые стороны. При этом в Советском Союзе недоставало валюты, поэтому не было возможности приобрести за рубежом лицензию. Так же не рассматривался и вариант заказать за рубежом техническое оформление, которое могло бы облагородить созданный прототип.
В результате пришли к чистой имитации (которая была скромно названа использование опыта мирового автомобилестроения). При этом эксперты НАМИ в прошлом копировали немалое количество импортных моделей с расчетом отечественных производителей. В частности, этот Запорожец мог оказаться имитацией Fuldamobil, Isetta, Bond Minicar, Lloyd 600 или Zundapp Janus. Но в конечном итоге выбор все-таки пал на Fiat 600. Впрочем, слизали его не подчистую, определенные изменения в него внесли, чтобы приспособить для отечественных трасс и прочих условий.
Один из последних концептов, которые предшествовали созданию самого Запорожца, стал Москвич 444. Предполагалось, что малолитражка начнет выходить из стен столичного автозавода, располагавшегося на нынешнем Волгоградском проспекте. Однако это предприятие было перегружено и взять на себя производство Москвича 444 не смогло. В итоге его выпуск развернули в Украинской СССР, а именно на предприятии «Коммунар», которое до этого специализировалось на сельскохозяйственных машинах.
Запорожец был оснащен V-образным двигателем, и это не опечатка. В самом деле ЗАЗ-965 обладал именно четырехцилиндровым мотором V-образной форме. Первое время его объем был 0,745 литра, а впоследствии 0,887 литра. Цилиндры имели съемную конструкцию, что позволяло выполнять ремонт модели буквально в любом месте. Также в машине было предусмотрено воздушное охлаждение, которое имело собственные плюсы. Зимой вода просто не могла замерзнуть, а конструкция мотора тем самым облегчалась.
Сплошные преимущества же! Но это только так кажется. В реальности мотор постоянно перегревался, делу не помогал ни осевой вентилятор, ни оребрение цилиндров. Это оребрение засорялось грязью и маслом, что существенно ухудшало теплоотдачу.
Наряду с созданием запорожца те же самые конструкторы выпускали для военных нужд ЛуАЗ-967, транспортер-амфибию. Из-за этого совпадения оба этих изделия получили сходный двигатель и отдельные элементы ходовой части. Стоит отметить, что разработчики стремились сблизить «Запорожец» с характеристиками амфибии, а вовсе не наоборот. В частности, горячий воздух, прошедший через отсек модели, в которой располагался двигатель, направлялся сверху, так как в военной амфибии иначе быть не может в принципе. В то же время у авто с воздушным охлаждением в стандартном случае он выходит снизу.
Ушастый обладал собственной премиум-версией. Такая люксовая вариация была рассчитана на зарубежных потребителей. Она получила обозначение 965Э/965АЭ «Ялта». Эта версия была дополнительно оснащена молдингами. Интерьер в ней был роскошный по меркам модели «Запорожец». Звукоизоляция салона была существенно улучшена. Среди дополнительных опций, доступных водителю и пассажирам данной модификации, были пепельница и радиоприемник. Снаружи слева располагалось зеркало заднего вида. Стоит отметить, что радиоприемник добавляли зарубежные компании, осуществлявшие сбыт машины в своих странах. Импорт этой модели осуществлялся через посредничество таких компаний как Scaldia (Бельгия) и Konela (Финляндия). Более того, Бельгийцы аж в 21 веке ввозили в Европу древние советские изделия, на своих мощностях доводили их до ума, после чего сбывали. Вряд ли стоит уточнять, что рядовому советскому потребителю данная модификация «Запорожца» была недоступна.