06:00, 18 мая 2022, автор: Нестерова А. (inc-news.ru)
В идеале театральная постановка всегда должна соответствовать тому жанру, в котором её задумал режиссёр. Но поскольку идеала не существует, допустимы некоторые расхождения с изначальной задумкой.
Спектакль Романа Самгина "Под одной крышей" (автор пьесы — Людмила Разумовская) — комедия. Но... не совсем. А если честно, то совсем не комедия. На сцене разворачивается настоящая трагедия, все участницы которой — женщины. Три поколения одной семьи — бабушка, мать и дочь. 58, 38 и 17 лет соответственно.
Действие разворачивается в конце прошлого века — на это указывает и обстановка а-ля СССР в комнате героинь, и воспоминания бабушки — Нины Петровны (Татьяна Кравченко) о войне как о ещё недавнем прошлом, и журнал "Новый мир", который читает Валентина (Олеся Железняк)... В то время словосочетание "личные границы" едва ли было кому-то знакомо как в бытовом, так и в психологическом смысле. Трём барышням приходится существовать вместе под одной крышей, хотя ни одну из них не радует такая жизнь.
Нельзя не отметить, как явно ощущается слаженность актёрского тандема Кравченко-Железняк. Но это и не удивительно, учитывая, что обе артистки много лет были партнёрствовали и на съёмочной площадке. Им комфортно вместе и благодаря этому проще дать понять зрителям, насколько некомфортно вместе их героиням в спектакле.
Когда реальность чем-то не устраивает человека, он "уходит" в мир грёз. Придумывает для себя идеальный мир, в котором можно пережидать житейские бури. Так легче. Такой мир есть у каждой из трёх жительниц этой небольшой квартиры, включая юную Любочку (Авелина Квасова).
В день Любочкиного семнадцатилетия внимание её матери и бабушки сосредоточено почему-то вовсе не на ней. Каждая из женщин зациклена лишь на себе. Валентина сокрушается, что ей уже 38 — "жизнь, в сущности, прошла". Произносит она это с такой интонацией, что становится очевидно — ничего хорошего она в жизни не видела. Излишне строгая мать помешала личному счастью Валентины — об этом счастье она теперь может только грезить. Да и Нина Петровна в праздничный день погружена исключительно в себя — перебирает фотографии фронтовых подруг и открыто признаётся в том, что они — единственные, кого она любит. Она вспоминает непростое военное время с трепетом и благодарностью — тогда она и её друзья были молоды, счастливы и даже смерть не страшила их... А теперь — и молодость прошла, и с друзьями встретиться с каждым годом всё сложнее. Нина Петровна мечтает, что на будущий-то год обязательно навестит друзей. И домик маленький себе купит, как и хотела давно. Будет жить одна.
А именинница, как и всякая девушка её возраста, мечтает о любви. Одной-единственной, да на всю жизнь! Вот только... есть ли такая? Её мама ведь так и не узнала, каково это — быть любимой. Да и бабушка едва ли способна на искреннюю привязанность к кому-либо. Девушка пытается достучаться до родственниц, поделиться с ними радостью — она влюбилась! А её не слышат. Мать и бабушка погружены в собственные мечты и грусть от неосуществимости оных.
В моменты, когда героини сбегают от реальности в мир своих фантазий, на сцене возникает танцор в розовом костюме (Степан Косыгин) и, исполняя партии из известных балетов, увлекает в танец поочерёдно всех трёх. Он как бы говорит им: "Твои мечты осуществятся, поверь!" И они верят ему. И вот уже Нина Петровна становится не такой грузной и ворчливой, плавно кружась по сцене, и Валентина "расцветает" в объятиях кавалера в розовом, и Любочка приободряется — он-то её точно слышит, он знает, какое это счастье — любить!
В разгар праздника Нина и Валентина швыряются предметами и грубыми словами, обвиняя друг друга в своих несчастьях и забывая о том, что в такой день надо бы собраться всем вместе за одним столом, взяться за руки, поговорить...
Они не хотят идти на диалог, но к этому их вынуждает Любочка. Новость о том, что она ждёт ребёнка, объединяет её родственниц. Сначала это объединение проявляется в нежелании обеих становиться бабушкой и прабабушкой... Но затем, когда Нина Петровна вдруг берёт в руки плюшевого крокодила и начинает пеленать его и баюкать, словно младенца, это объединение приобретает другой характер. Валентина вдруг понимает, что её мать, оказывается, не бесчувственная гром-баба. Быть может, малыш, который вскоре появится в этой семье, окончательно растопит её сердце. И тогда все они будут счастливы. Потому что появится новый смысл, перед которым меркнут самые яркие грёзы о далёком счастье. Счастье — близко, вот оно, под сердцем у Любочки... Новость, которая поначалу показалась им крахом всех надежд, эти самые надежды лишь укрепила. И вот уже Нина Петровна с Валентиной могут спорить лишь по одному поводу: как назвать ребёнка — Сашенькой или Ванечкой.
Неважно, как его назовут. Важно, что благодаря ему будут счастливы все. В реальном мире, а не в фантазийном. Без воплощения своей "розовой мечты" в балетном костюме.
Ближайший спектакль пройдёт 6 июня на сцене театра "Ленком Марка Захарова".
Возрастное ограничение — 16+.
Источник статьи: https://inc-news.ru/cultures/2:73623?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D