Антикризисный маркетинг 2022 – тема, которая волнует подавляющее большинство маркетологов и руководителей компаний.
Измениться ли маркетинг после событий 2022? Да, конечно. Изменения коснутся всей модели 4P в большинстве российских предприятий или компаний, работающих на российском рынке. Снизится конкуренция во многих сферах, уменьшится спрос со стороны клиентов. Часть задуманных планов реализовать не получится, например, выход на международный рынок. Одновременно с этим появится шанс построить успешный бизнес при снижении конкуренции со стороны иностранных игроков.
Ассортимент продуктов будет пересмотрен большинством предприятий. У многих компаний в рамках антикризисного маркетинга снизится качество. В то же время будет запрос со стороны потребителей и на премиальные варианты товаров и услуг.
Цены по многим позициям будут повышены. Место/сбыт будут полностью пересматриваться, особенно для физических товаров. Наверно, многие перейдут на смешанные сбытовые каналы (прямой плюс посредники).
В плане продвижения мы уже видим невозможность работы во многих сервисах, например, в Facebook и Instagram. Компании будут искать отечественные аналоги вместо зарубежных площадок. Возрастет роль низкозатратных способов продвижения. Ожидается много экспериментов в этой области маркетинга.
Что делать? Как выстроить антикризисный маркетинг, с максимальной эффективностью в период турбулентности? Вот конкретные советы.
1. В нестабильное время возрастает роль маркетинговых исследований. Нужно постоянно мониторить рынок, следить за конкурентами, опрашивать клиентов, партнеров и сотрудников. Большое значение имеют эксперименты, прежде всего, в плане продвижения и ценообразования.
2. Кризис – удачное время для новых проектов, при условии стабильного финансового положения компании. То, что запланировано – самое время реализовать.
3. Рекомендуется оперативное обновление маркетинговой стратегии, проработка нескольких сценариев – пессимистичного, реалистичного и оптимистичного.
4. Может потребоваться оптимизация отделов маркетинга. В период неопределенности важно придерживаться «умного» сокращения и найма персонала, а также продумано выбирать подрядчиков, согласно обновленной стратегии.
5. Также рекомендуется провести оптимизацию маркетинговых бюджетов, согласно обновленной стратегии, в том числе пересмотреть оплату сотрудникам и контрагентам. Наиболее подходящим при антикризисном маркетинге является переход на схему «фикс+KPI» или на плату за лиды.
Традиционно, наибольшие изменения происходят в блоке продвижения:
- Особое значение стоит уделить связям с общественностью (PR). Нужно постоянно информировать все целевые аудитории о том, что происходит с компанией, т.е. что с ней все в порядке, а работа продолжается. Если до этого вы PR не занимались – самое время начать. Обращаем внимание, что PR бывает не только платный, но и совершенно бесплатный! Кроме того, отдельно продумайте внутренний PR, т.е. коммуникации внутри коллектива.
- Реклама в рамках антикризисного маркетинга должна быть полностью пересмотрена согласно изменениям на рынке и обновленной стратегии. По мнению исследователей, во время кризиса рекомендуется не сокращать рекламный бюджет.
- Стимулирующие мероприятия, или как их часто называют акции, в нестабильный период активно используются многими компаниями для манипулирования спросом. Используйте скидки, подарки, бонусы, кешбеки, конкурсы и другие способы стимулирования сбыта.
- Личные продажи. Необходимо экспериментировать со скриптами, подтянуть презентации и коммерческие предложения (КП), а также уделить внимание обучению «продажников».
Надеюсь, советы помогут вам достичь финансового благополучия и успехов в это непростое время. Больше интересной и полезной информации на бесплатных курсах https://fiads.org