Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе развития человек сформировался как «существо оптическое», что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой —
рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели
к выделению человека из животного мира. Патология зрительного восприятия (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения) отрицательно влияет
на психическое состояние слепых и слабовидящих. Интерес
к психической жизни слепых, особенностям их деятельности уходит своими корнями в глубь веков. Описания «душевной» жизни слепых можно найти в работах античных философов, в древних восточных рукописях.
Психологию слепых и слабовидящих изучает Тифлопсихология
(от греческого typhlos — слепой) в буквальном переводе — психология (psyche — душа, logos — наука). Объектом современной тифлопсихологии являются лица с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 (тотальная или абсолютная слепота) до 0,2 включительно на лучше видящем глазу (верхняя граница слабовидения), а также лица с резко суженным полем зрения
(до 10°). Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушения речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм.
Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий
за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны. Врожденные дефекты могут быть обусловлены
неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной
патологией (наследственные дефекты), различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.). Приобретенные дефекты могут быть следствием перенесенных интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.).
Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.).
Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные
и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение
до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй — ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики.
Выделяют три типа (по В.Ф. Матвееву) неблагоприятных условий воспитания слепого или слабовидящего ребенка в семье:
1) гиперопека, в ходе которой ребенок растет в щадящей обстановке, огражден от трудностей, как правило, изолирован от своих сверстников. У него подавляется инициатива, стремление к самостоятельности;
2) «кумир семьи» — в этом случае все внимание членов семьи сосредоточено на ребенке, от ребенка скрывается его физическая неполноценность (как и в первом случае, его изолируют
от сверстников), ребенку внушаются представления о его высокой одаренности и т. п.;
3) гипоопека и безнадзорность, проявляющиеся в равнодушии, безучастности к потребностям и интересам ребенка, в жестокости,
в напоминаниях о его физической неполноценности. Таким образом личность ребенка оказывается в зависимости от характера отношений в семье, ее особенностей (алкоголизм родителей, неполные семьи и т. п.).
В дошкольный период у детей наблюдаются фобии (страх остаться в одиночестве, кажущееся присутствие чужих людей и т. п.), недоверчивость, настороженность в отношениях с окружающими, формируются различные стереотипии. К школьному возрасту у слепых и слабовидящих могут возникать отчетливые черты личности психогенного происхождения. Они — результат осознания ребенком своей неполноценности. В этом возрасте дети склонны к патологическому фантазированию, достигающему своего пика в 10—11 лет и исчезающему к 17—18 годам. В 10—11 лет появляется «невротический педантизм», развивается подозрительность, настороженность по отношению
к окружающим («идея отношения»), достигающие пика развития к 15— 17 годам. В это же время проявляются болезненная застенчивость, ранимость, стремление к уединению, хотя у некоторых подростков и юношей в поведении можно наблюдать агрессивность, браваду, игнорирование своего дефекта. Отмечаются частые случаи аутизма — ухода в себя (безынициативность, бездеятельность, недоступность, необщительность). В подростковом и юношеском возрасте
характерологическое развитие идет преимущественно по тормозному типу. Для этих детей характерны повышенная чувствительность, тревожность, обидчивость, ранимость, неуверенность в себе, замкнутость. Встречаются также возбудимый (дети раздражительны, эгоцентричны, злопамятны, мстительны) и смешанный (совмещающий признаки тормозного и возбудимого) типы.
При внезапной слепоте, возникшей в зрелом возрасте, характер психической реакции на дефект зависит от особенностей личности. Чем выше зависимость инвалида от окружающих, тем острее будет его реакция на слепоту. Обычно эти реакции носят невротический характер и сопровождаются суицидальными мыслями и действиями (попытки самоубийства), возникает эмоциональный конфликт, развивается состояние тревоги.
Последнее обстоятельство указывает на необходимость как можно более раннего начала реабилитационной работы. Своевременная психологическая и психотерапевтическая помощь позволяет предотвратить психопатизацию личности ослепшего и вывести его из состояния депрессии или повышенной аффективности, возникающих на первом (остром) этапе как реакция на слепоту.
Белямова Анна Федоровна, врач – офтальмолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук. Соавтор книг «Жизнь без диабета», «100 советов по здоровью и долголетию» Том8,10
Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста.