Найти тему
История моды с Марьяной С.

Платье с портрета

Представьте себе женщину, которая позирует художнику, и на ней надето некое платье... Так вот, платье с портрета и реальный наряд вполне могут отличаться. По множеству причин. Художник может хотеть что-то подчеркнуть, что-то скрыть, не прописывать какие-то детали, или, наоборот, добавить другие. Но всё это остаётся "за кадром". Ведь, как правило, до потомков в лучшем случае доходит только портрет. Поди знай, каким то платье было в действительности!

И тем ценнее те редкие "пары", портрет и платье, которые сохранились до наших дней. Так что сегодня представлю вам одну из них. Очень, очень красивую!

Портрет миссис Ротч, Джон Сингер Сарджент, 1903. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)
Портрет миссис Ротч, Джон Сингер Сарджент, 1903. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)

Вот, взгляните на эту даму. Её звали Маргарет Рэндольф Андерсен, она родилась в 1867, и на этом портрете ей тридцать шесть лет - расцвет красоты. Она была супругой Эббота Лоуренса Роча, представителя богатой и уважаемой бостонской семьи, который посвятил себя метеорологии (и основанная им станция, кстати, работает до сих пор!).

Портрет был заказан одному из лучших мастеров той эпохи, Джону Сингеру Сардженту, который раз раз работал в Бостоне, по приглашению своей давней знакомой, Изабеллы Стюарт Гардинер, известной благотворительницы и покровительницы искусств. Именно в её доме он и написал ряд портретов бостонцев, в том числе и миссис Ротч.

Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)
Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)

На нашей героине вечернее платье с широкой оборкой-бертой вокруг декольте. С плеч спадает шёлковый голубой палантин, в волосах шёлковые ленты, и эти аксессуары гармонируют с бело-голубым нарядом. Так вот, он сохранился!

Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)
Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)

Голубой и кремовый шёлк, шифон и кружева... пожалуй, если бы даже я не прочитала, в каком модном доме создавали этот наряд, то могла бы заподозрить. Сёстры Калло! Я когда-то писала об их доме (подробнее - здесь), так что просто замечу, что это платье - прекрасный пример их стиля, который отличался воздушностью и нежностью даже на фоне общей любви той эпохи к тонким тканям и особенно кружевам.

Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)
Платье от сестёр Калло, 1900-е. (с) Из коллекции Художественного музея Джослин (Омаха)

И как чудесно, что теперь можно прийти в музей, и полюбоваться одновременной и дамой на портрете, и самим платьем. И дело даже не в том, что их можно сравнить, нет. Просто овеществлённый фрагмент прошлого как будто заглядывает к нам в настоящее...

www.joslyn.org
www.joslyn.org

А Сарджет так прекрасен, что о его дамах и их нарядах мы с вами поговорим ещё не раз!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!