Найти тему
Вижу красоту

Фарфоровая скульптура: ненужный пылесборник или желанное искусство?

Друзья, хочу поделиться с вами статьёй из рубрики «Творческая трибуна» журнала «Декоративное искусство СССР» за 1962 год. Художник-керамист Елена Михайловна Гуревич пишет о намечающейся проблеме полного исчезновения жанровой декоративной скульптуры из ассортимента фарфоровых производств. Текст был опубликован без картинок. Проиллюстрирую его произведениями из собрания Государственного музея керамики в Кусково, опубликованными на портале Государственного каталога Музейного фонда России.

Гуревич Е. Скульптура малых форм – предмет быта (Творческая трибуна) // Декоративное искусство СССР, 1962. – № 1. – С. 40.

В связи с формированием нового стиля жилого интерьера остро встаёт вопрос о скульптуре малых форм. Иногда высказывается мнение, что скульптура в современном жилище вообще неуместна. Подобные суждения привели к тому, что скульптура малых форм на таком ответственном показе новых образцов художественной промышленности, как выставка «Искусство в быт», была представлена скупо и без системы. В то же время никто не пытается серьёзно обсудить роль и значение «массовой» скульптуры в советском декоративном искусстве. Отдельные определения современного стиля в скульптуре касаются главным образом чисто внешней ее стороны (например, «беспыльная», «обтекаемая»).

Дмитрий Горлов. Скульптура «Рысёнок». 1957. Вербилки. Высота 22,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11899. Госкаталог: 7009738. Источник: goskatalog.ru
Дмитрий Горлов. Скульптура «Рысёнок». 1957. Вербилки. Высота 22,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11899. Госкаталог: 7009738. Источник: goskatalog.ru

Это ведёт к тому, что год от года всё меньше создаётся новых моделей скульптуры жанровой. Её мало-помалу вытесняет скульптура анималистическая, так как здесь проще применить «модную» схему. Предвзятые суждения мешают искать и находить новые, по-настоящему современные решения в жанровой скульптуре.

Лев Сморгон. Скульптурная группа «Воробьиная семейка». 1955. Ленинград. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo
Лев Сморгон. Скульптурная группа «Воробьиная семейка». 1955. Ленинград. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo

В этой связи хотелось бы внести ясность в понятие полезности (утилитарности) предметов декоративного искусства, в понятие, которое часто, но не всегда к месту у нас употребляют. «Дайте нам что-нибудь утилитарное, например, декоративное блюдо для конфет или вазу для цветов», – говорят организаторы выставок и представители торговли. Что же, утилитарность декоративного блюда или вазы в том, что в них можно что-то положить или поставить? Декоративное блюдо или ваза могут быть полезны сами по себе, как предметы убранства интерьера. Ещё более сложно определить полезность малой пластики.

В чем же она состоит? Отвечая на этот вопрос, стоит вспомнить значение малой пластики в жизни людей, её роль в эмоциональном, образном отражении самых разных сторон жизни общества. Создаваемая народом, демократичная в основе своей, малая пластика всех стран и эпох помогала людям познать и почувствовать окружающую их жизнь. Она позволяет и нам увидеть эту жизнь глазами современника. Сам характер, стиль этой скульптуры рассказывает об обществе, в котором она создавалась, о его социальных и национальных особенностях. В то же время стилевое единство с современными ей предметами быта и одежды делает эту скульптуру равноправной частью бытового убранства, подобной в этом отношении и декоративной вазе и декоративному блюду.

Лев Сморгон. Скульптура «Главначпупс». 1957. Ленинград. Высота 20,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14479. Госкаталог: 34212300. Источник: goskatalog.ru
Лев Сморгон. Скульптура «Главначпупс». 1957. Ленинград. Высота 20,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14479. Госкаталог: 34212300. Источник: goskatalog.ru

Только сочетая эмоциональную выразительность и стилевое соответствие современным формам бытовой вещи, малая пластика отстоит своё право на существование, найдёт своё место в нашем интерьере. Не теряя своего образного содержания, скульптура должна существовать в нашем быту наравне с чашкой, стулом, одеждой. Ведь именно такова скульптура в народном творчестве.

Для русского искусства характерно решение малой скульптуры как предмета. И в этом отношении нет принципиальной разницы между народной керамикой, например гжельской, и скульптурой, выпускавшейся заводами Гарднера, Попова и другими. Та же выразительность, простота формы и убедительное цветовое решение. Даже в XVIII веке, когда в западноевропейской фарфоровой скульптуре преобладала хрупкая, измельченная форма и пространственное пейзажное решение, в результате чего она требовала для своего восприятия особого обрамления и потому хранилась в особых горках и шкафчиках, в русской керамической скульптуре были найдены свои оригинальные решения. Её стиль определяла не виртуозность выполнения, а выразительность и простота.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Свидание». Конец 1960-х. Дулёво. Высота 18,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17772. Источник: vk.com
Аста Бржезицкая. Скульптура «Свидание». Конец 1960-х. Дулёво. Высота 18,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17772. Источник: vk.com

Были, конечно, и другие течения в русском фарфоре, приведшие скульптуру второй половины ХIХ и начала ХХ века к натурализму и эклектичной стилизации под XVIII век. С таким наследием пришлось встретиться советским керамистам.

Наталия Данько. Скульптура «Вышивающая знамя». 1920. ГФЗ. Высота 15,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13604. Госкаталог: 34212508. Источник: goskatalog.ru
Наталия Данько. Скульптура «Вышивающая знамя». 1920. ГФЗ. Высота 15,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13604. Госкаталог: 34212508. Источник: goskatalog.ru

Но с первых же лет революции скульптура получила не только новое содержание, но и обрела ту новую форму, которая, органически продолжая русскую народную традицию, могла наиболее современно это содержание выразить.

Сарра Лебедева. Скульптура «Поломойка». 1922–1923. ГФЗ. Высота 5,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12165. Госкаталог: 29070760. Источник: goskatalog.ru
Сарра Лебедева. Скульптура «Поломойка». 1922–1923. ГФЗ. Высота 5,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12165. Госкаталог: 29070760. Источник: goskatalog.ru

К сожалению, с конца тридцатых годов под влиянием «украшательской стихии», охватившей архитектуру и декоративное искусство, скульптура отходит от ясности и простоты форм. Всё большим становится разрыв между скульптурой народных промыслов и выпускаемой заводами. В то время как в «промышленную» скульптуру пытаются втиснуть слишком сложное содержание, не свойственное её специфике, в народном творчестве происходит некоторая консервация не только форм и приёмов, но и самого содержания.

Например, дымковская игрушка нашла в период своего расцвета яркие своеобразные формы выражения современной жизни, сочетая поэтическое преображение с народным юмором. В наше время фигурки барынь и кормилиц уже не действенны как образы современности, а тем самым и дымковская игрушка становится как бы репродукцией – повторением музейных вещей.

Екатерина Косс-Деньшина. Игрушка «Тройка». 1961. Дымково. Высота 19 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 5741. Госкаталог: 22480780. Источник: goskatalog.ru
Екатерина Косс-Деньшина. Игрушка «Тройка». 1961. Дымково. Высота 19 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 5741. Госкаталог: 22480780. Источник: goskatalog.ru

В то же время скульптура, выпускаемая промышленностью, отходит от бытовой тематики, так как не найдены ещё формы выражения, вполне отвечающие современности и технике массового производства.

Людмила Ивковская. Скульптура «Ван Клиберн». 1960. Киев. Высота 17,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14549. Госкаталог: 34212282. Источник: goskatalog.ru
Людмила Ивковская. Скульптура «Ван Клиберн». 1960. Киев. Высота 17,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14549. Госкаталог: 34212282. Источник: goskatalog.ru

В заводских условиях выпуск скульптуры проходит через ряд разграниченных процессов (изготовление форм, капов, сборка, отделка, роспись), и, конечно, нельзя при этом требовать от исполнителей творческого чутья и художественной импровизации, свойственных народному искусству. Тиражный экземпляр должен быть возможно ближе к образцу, созданному художником-автором, а авторский образец должен быть простым и производственно продуманным.

Тамара Фёдорова. Скульптура «Дождь» / «Девочка под зонтиком». 1961. ЛЗФИ. Высота 12 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14932. Госкаталог: 32920524. Источник: goskatalog.ru
Тамара Фёдорова. Скульптура «Дождь» / «Девочка под зонтиком». 1961. ЛЗФИ. Высота 12 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14932. Госкаталог: 32920524. Источник: goskatalog.ru

В наше время пути развития скульптуры, создаваемой промышленностью, и народной пластики должны встретиться. Это художественно обогатит скульптуру малых форм, которой нужна не поверхностная стилизация «под народное», а глубокое проникновение в сущность народного творчества, строящего образ на совмещении изобразительного и декоративно-предметного начала.

Е. ГУРЕВИЧ, скульптор-керамист.

Елена Гуревич. Скульптура «Выходной день». 1955. Конаково. Высота 16,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1964. Госкаталог: 30984512. Источник: goskatalog.ru
Елена Гуревич. Скульптура «Выходной день». 1955. Конаково. Высота 16,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1964. Госкаталог: 30984512. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив