Введение санкций и ограничений из-за российско-украинского конфликта негативно повлияло на большинство сфер экономики, косвенно задев строительную и инфраструктурную отрасли. К концу первого квартала они отреагировали на случившееся по-разному, но совсем иначе, чем во время пандемии, следует из нашего нового исследования.
Как менялись объемы строительства в российских регионах в первом квартале 2022 года? Насколько сильно выросли цены в отрасли? По какой причине стали замедляться инфраструктурные вложения?
- Объем строительных работ в российских регионах в первом квартале 2022 года вырос на 18,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, достигнув 1,91 трлн руб. Увеличение произошло и в сопоставимых ценах – на 4,5%. Причем наибольший рост объема строительства происходил в условиях сложной экономической ситуации в марте: за последний месяц квартала он вырос более чем на 20% к марту 2021 года. В самом начале пандемии отрасль скорее стагнировала, а в ряде регионов строительные работы были приостановлены.
- Поскольку в первом квартале обычно выполняется 15-16% годового объема работ, в случае сохранения нынешних темпов вложений, по нашей оценке, общий объем строительных работ в 2022 году может достичь 11,9-12,7 трлн руб., что на 10-18% больше, чем в прошлом году. Впрочем, это возможно при условии сохранения планов правительства, местных властей и частных инвесторов. Однако соблюдение всех этих условий в кризис маловероятно.
- В отличие от объема строительных работ по стране, бюджетные инфраструктурные вложения в первом квартале 2022 года снизились на 5,2% к первому кварталу 2021-го, до 303,4 млрд руб. Причем федеральные расходы росли примерно такими же темпами, как объемы работ в строительной отрасли: в январе–марте они увеличились на 18,9%, до 106,5 млрд руб. Заметно упали расходы на инфраструктуру со стороны региональных бюджетов: на 14,6% по отношению к первому кварталу 2021-го.
- Если рассматривать динамику инфраструктурных расходов бюджетов в марте, то региональные вложения упали на 40% относительно марта прошлого года. Мы считаем, что такое снижение вызвано высокой неопределенностью новой ситуации для местных властей, из-за чего последние перешли в режим более строгой, чем в начале пандемии, экономии бюджетов. Для сравнения, в начале пандемии инфраструктурные расходы региональных бюджетов, наоборот наращивались, а их падение по отношению к предыдущим годам не фиксировалось даже в самые сложные месяцы.
- Отследить изменение цен в строительной отрасли – как на стройматериалы, так и на оборудование и оплату труда – в первом квартале пока можно лишь косвенными методами и совокупно. По нашим расчетам, в целом по стране они увеличились на 13% по отношению к среднегодовым ценам прошлого года. Наиболее заметно они выросли в Сибирском федеральном округе (в среднем на 19,6%), а наименее – на Северном Кавказе (7,7%). Несмотря на то, что в большей части регионов (78 из 85) рост уровня цен не превысил, по нашей оценке, 20%, риски дальнейшего увеличения пока сохраняются. Приближение к 30% можно считать критичным для отрасли, поскольку компенсация увеличения стоимости госконтрактов и соглашений в ГЧП-сфере пока рассчитана на эту «верхнюю границу».
Читайте полную версию обзора.
Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с аналитическим обзором InfraOne Research «Изменение ГЧП-законодательства: риски и последствия».
О том, как развита инфраструктура в российских регионах, можно узнать из аналитического обзора InfraOne Research «Инфраструктура России: индекс развития 2021» и специального проекта «Индекс развития инфраструктуры России 2021».