Найти тему
Право на качество

Как вернуть деньги за отменённый тур

Оглавление
Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Турист имеет право вернуть денежные средства за отмененный тур. Вернут всю уплаченную сумму полностью или нет зависит от причин, по которым тур отменяется...

Желание расторгнуть договор может быть вызвано некачественным оказанием услуг турагентом или турператором, например, уже на стадии подготовки к путешествию; невозможностью поехать в тур по независящим от туриста причинам или путешественник просто охладел к турпоездке и не желает никуда выезжать с дачного участка в этом сезоне, может быть даже потому, что резко ухудшилось финансовое положение.

Причины отмены тура и размер возвращаемой суммы

Без уважительной причины

Турист может отказаться от поездки и потребовать вернуть деньги без уважительной причины. Например, просто потому что охладел к поездке.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

В таком случае, сумма, подлежащая возврату туристу, может быть уменьшена на размер фактически понесенных расходов туроператора (турагента) на дату поступления отказа от путевки. Расходы из возвращаемой суммы можно вычесть, если они подтверждены документально.

Вина турагента или туроператора

В случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом, #турист вправе требовать возврата денежных средств за неоказанную услугу, возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

При подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возврат денежных средств за неоказанную услугу, возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом (статья 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Если туроператор не представляет туристу, оплатившему договор полностью, подтверждения оказания каких-либо услуг входящих в тур (авиабилеты или ваучер для размещения в гостинице), турист может требовать от туроператора оказания данных услуг в обязательном порядке либо возврата денег за весь договор полностью без штрафных санкций (Информация Роспотребнадзора "Вниманию потребителя: Как вернуть деньги за отмененные туры").

Помимо вышеупомянутого Закона «Об основах туристской деятельности» права туриста защищает также Закон «О защите прав потребителей».

-3
Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (Письмо Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания").
-4

К существенным нарушениям туроператором договора относятся:

  1. неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке и размещению;
  2. наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам

Например, болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства. Возврат всей суммы в таком случае не гарантируется. Наоборот, устанавливается, что расходы понесенные сторонами в таком случае, распределяются между ними (п. 23 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1852). Вычесть расходы из возвращаемой суммы смогут, если они будут подтверждены документально. А это бывает не всегда.

Как таковое опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана не относится к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора

К ним относятся 📌ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; 📌изменение сроков совершения путешествия; 📌непредвиденный рост транспортных тарифов.

В таком случае каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения (ч. 6, 7 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", п. п. 21, 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1852).

Так как в случае расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, возвращаемая сумма денег может быть уменьшена на сумму фактически понесенных расходов туроператора (турагента), Роспотребнадзор рекомендует прибегнуть к процедуре изменения договора (изменить маршрут или даты).
-5

Алгоритм возврата денег

1. Пишем претензию.

Прежде всего, необходимо обратиться к туроператору с претензией и постараться найти приемлемое решение, учитывая, что отмены туров по отдельным направлениям объективно носят массовый характер.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

2. Ждем ответа на претензию в течение 10 дней.

Это должен быть или письменный отказ с обоснованием причин или возврат денежных средств.

Претензия к качеству оказания услуг туристского продукта предъявляются туристом и туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

В случае, если изменять условия договора нет желания, а денежные средства не возвращают, можно потребовать возврата денежных средств от страховой компании.

Это возможно, когда, например, туроператор не выходит на связь, фактически прекратил свою деятельность. Для таких случаев законом установлены специальный механизм - финансовое обеспечение ответственности туроператора.

В реестре туроператоров каждый потребитель может увидеть информацию о туроператоре, место его нахождения (адрес), размер финансового обеспечения, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.

-7

В случае объявления о приостановке деятельности в связи с невозможностью исполнения обязательств обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию.

Основанием для выплат за счет средств финансового обеспечения является невозможности исполнения туроператором своих обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта.

Как таковое опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является.

-8

3. Обращаемся в суд.

Если ни от туроператора, ни от страховой компании денежные средства не поступили, следует обратиться в суд с иском. Такой иск может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику совместно, в том числе и по причинам, связанным с перевозкой, в рамках договора.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.

Может быть интересно:

ДТП на СТО: кто возместит ущерб?

Производитель продал гаджеты и отключил поддержку их программного обеспечения: вернут ли деньги?

Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает.

Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.

Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не поставили).

Иллюстрация канала «Право на качество». Автор коллажа Лозовая И. Н.
Иллюстрация канала «Право на качество». Автор коллажа Лозовая И. Н.

#вернуть деньги за тур

#защита прав потребителей

#закон о защите прав потребителей

#права туриста

#pravona

#пошаговая инструкция