Долгое время техника, производившаяся на предприятиях Страны восходящего солнца, считалась едва ли не образцом надёжности и качества. И сегодня продукция с маркировкой Made in Japan продолжает пользоваться у покупателей повышенным спросом. Но каковы истинные причины этой популярности, реальное положение дел, или сложившиеся стереотипы? Я невольно задумался об этом, когда ко мне обратился за помощью знакомый, владеющий кроссовером Toyota RAV4 третьего поколения.
Модель, получившая заводскую маркировку A30, выпускалась с 2005 по 2016 год и до сих пор остаётся востребованной на вторичном рынке. Тем не менее, в силу определённых причин, ремонтировать машины данной марки мне доводилось не слишком часто. Я всё как-то больше по европейцам. Поэтому вопрос, с которым обратился знакомый, застал меня врасплох. А дело было вот в чём…
Отправился человек на ближайший сервис, чтобы закрепить разболтавшийся задний подкрылок (локер). И там выяснилось, что расположенные под колёсной аркой трубки топливного бака сильно изъедены коррозией. Сотрудники мастерской предложили эти трубки снять, очистить от ржавчины и покрыть защитным составом. Но автовладелец сомневался, есть ли в этом смысл.
Понятно, что давать рекомендации, не видя всей картины повреждений, самое последнее дело. Чтобы понять, насколько всё плохо, пришлось демонтировать локер и заглянуть под крыло самостоятельно. Что я увидел, показано на размещённой ниже фотографии.
Коррозия действительно имела место. Особенно сильно пострадала трубка заливной горловины. Ржавчина проникла настолько глубоко, что очищать её и покрывать антикором смысла, на мой взгляд, уже не было. При этом автомобиль (для справки) был изготовлен в 2011 году.
Полазив, для очистки совести, по форумам владельцев Toyota RAV4 A30, я выяснил, что это распространённая проблема. Одни пользователи рекомендовали ездить как есть, до тех пор, пока труба не разрушится и бензин не потечёт наружу. Другие склонялись к тому, что деталь следует заменить. Были, разумеется, и сторонники колхозного ремонта с помощью резиновых вставок.
Посовещавшись с владельцем кроссовера, мы решили, что не станем ни ждать, когда потечёт бензин, ни городить колхоз, и приступили к поискам новой запчасти. И тут возникли некоторые сложности. Дело в том, что оригинальная деталь выпускалась аж в пяти вариантах. При этом было не ясно, чем они отличаются, кроме цены, колебавшейся в пределах от 15 до 80 тыс. рублей (не слабый разбег, правда?) и каталожного номера. Попытки внести ясность, проконсультировавшись у сотрудников магазинов, не дали удовлетворительных результатов.
Могу предположить, хотя прямых доказательств этой гипотезы у меня нет, что знаменитая японская компания знала об имеющейся проблеме, и пыталась улучшить конструкцию узла, используя разные по составу материалы. Однако и в этом случае особого смысла покупать дорогую оригинальную запчасть не наблюдалось. Решили обойтись неоригинальной заменой и, за 6500 рублей, приобрели изделие, изготовленное польской компанией Nty. Оно также показано на фотографии.
Должен сказать, что претензий к продукции польского производителя не возникло. Перед установкой, на всякий случай, новые трубки покрыли защитной мастикой. Основная сложность при замене – отворачивание двух гаек, наворачиваемых на приваренные к кузову шпильки. Чтобы операция по пересадке завершилась успешно, без залома закисшего крепежа и срыва резьбы, следует запастись терпением и солидным запасом WD-40 или одного из аналогов.
Когда довольный владелец убыл восвояси, я призадумался. Смутило меня, что за десять лет эксплуатации металл трубки бензобака превратился в труху. Ну не должно быть такого у уважаемой фирмы. А потом вспомнил, как на таких же машинах с двигателем 2AZ-FE, занимаясь ремонтом:
- Восстанавливал сорванную резьбу крепления ГБЦ (это у движков данной модификации врождённая болезнь).
- Менял вышедший из строя насос охлаждающей жидкости (помпу) при 50 тыс. км. пробега.
- Ставил новую цепь ГРМ взамен старой, растянувшейся, ресурс которой, согласно заверениям производителя, рассчитан на весь срок эксплуатации мотора.
Словом, болячек у машин, выпускаемых под маркой Toyota, хватает. Вывод напрашивается следующий: качество японских автомобилей за последние 10 – 15 лет просело и довольно сильно переоценено. Словом, к рейтингам надёжности, где автомобили знаменитого бренда размещают на верхних строчках, приходится относиться с осторожностью. Кто-то, возможно, возразит, что всё не так плохо. Но лично я поводов для безоглядного оптимизма не вижу. А вы?