Найти тему
Про развитие

Коучинг. Модель CLEAR

Модель коучинга CLEAR представляет собой пятиступенчатую модель коучинга. Она была разработан Питером Хокинсом в начале 1980-х. CLEAR является производной от модели GROW, однако она вводит новый этап, обзор, который позволяет как клиенту, так и коучу провести анализ сессии в конце.

Данная модель предназначена для того, чтобы помочь людям достичь трансформационных изменений (устойчивых и фундаментальных изменений, основанных на новых ценностях, поведении и убеждениях), а не просто помочь им достичь цели (например, посредством коучинга, ориентированного на решение).

Модель основана на вопросах, представлена в очень разговорной форме и часто используется в коучинге руководителей и лидеров. Сами сессии по модели CLEAR обычно длятся 45-60 минут.

Рассмотрим каждый из этапов данной модели более подробно.

Contract (Контракт)

На данном этапе проводится обсуждение контракта на сессию, с использованием итеративного выяснение потребностей клиента коучем,. Речь идет о постановке целей, описании желаемого результат и согласовании основных правил не только для сессии, но и для всего пути коучинга.

Вопросы клиенту:

  • Вы хотели, чтобы мы провели сессию сегодня?
  • На чем бы вы хотели сегодня сосредоточиться?
  • Каким бы вы хотели видеть исход нашего разговора?
  • Как узнать, хорошо ли вы сегодня провели сессию?
  • Что бы вы хотели, чтобы я, как ваш коуч, сделал сегодня, чтобы помочь вам?
  • Что помогает вам учиться? Что мешает вашему обучению?

Listen (Слушание)

Используя активное слушание в качестве катализатора для ознакомления с подробными данными и моделями поведения, коуч помогает клиенту понять ситуацию и сформировать личные идеи.

Акцент здесь ставится не столько на том, что говорится, но и на том, что клиент пытается сообщить. Необходимо обращать внимание на подаваемые невербальные знаки, метафоры, истории и ограничивающие убеждения. Коуч может использовать перефразирование или рефрейминг, чтобы прояснить высказывания клиента.

Вопросы для коуча:

  • Что я слышу в содержании слов?
  • Что я слышу, чего не говорят?
  • Что не слышно или не сказано?
  • Что я могу попросить, чтобы помочь клиенту задуматься?

Explore (Исследование)

По мере того как факты и чувства проясняются, коуч начинает задавать клиенту более наводящие и целенаправленные вопросы в соответствии с подходом к коуч-сессии, согласованным на этапе заключения контракта.

На этом этапе коучинга коуч стремится помочь клиенту понять его эмоциональную связь с текущим состоянием, что он хочет изменить, и как он может эмоционально связать себя с другим будущим состоянием.

Существует почти бесконечный список вопросов, которые тренер может использовать на этом этапе. Чтобы помочь определить полезные вопросы, коуч должен быть внимательным и присутствовать на коуч-сессии. Они также должны следить за тем, чтобы вопросы, которые они задают, были по возможности краткими, открытыми, а не наводящими, и чтобы они были разработаны с целью помочь подопечному учиться. Часто самые лучшие вопросы — это те, на которые ни коуч, ни подопечный не знают ответа.

Вопросы для клиента:

  • Было ли это раньше?
  • Каков был результат/результат?
  • Как ваше поведение/реакция повлияли на ситуацию?
  • Что ты почувствовал, когда такой-то сказал… или сделал…?
  • Какой результат вы бы предпочли?

Action (Действие)

Хотя целью коучинга CLEAR является достижение трансформационных изменений, на этом пути часто необходимы действия. На этом этапе модели CLEAR коуч задает вопросы, чтобы помочь клиенту обдумать действия, которые они могли бы предпринять, выяснить, что они думают о действиях, и в конечном итоге совершить действия, которые им подходят.

Эти вопросы должны быть полезными, но коуч не должен направлять клиента в каком-либо конкретном направлении, а также не должен спасать клиента, если он не может придумать подходящие действия.

Примеры вопросов для клиента:

  • Как вы думаете, что вам нужно делать дальше в связи с этим?
  • Как вы начнете этот процесс?
  • Что вы сделаете в первую очередь, чтобы это произошло?
  • С кем вы могли бы поговорить об этом?
  • Когда вы начнете работать над этим?
  • Что вы почувствуете, когда начнете действовать?

Review (Обзор)

Ближе к концу занятия тренер воспроизводит некоторые ключевые моменты занятия, размышляя о целях контракта и достигнутом прогрессе. Коуч может попросить клиента проанализировать сессию и спросить, есть ли что-то еще, что клиент хотел бы осветить.

Стадия Обзора помогает как коучу, так и клиента осмыслить то, что было проработано, и помогает убедиться, что контракт был соблюден и что сессия была полезна.

Вопросы для клиента:

  • Что сработало для этой сессии?
  • Что не сработало?
  • Что еще вы предпочли бы, чтобы мы сделали или сказали?

Резюме

Модель CLEAR и трансформационный коучинг в целом очень эффективны для достижения целей клиента не путем кратковременных усилий, а скорее путем целенаправленной работы над картой мира клиента.

С опытным коучем клиент может изучить и потенциально изменить некоторые из своих основных ценностей, убеждений и типов поведения, которые часто являются основными причинами бесполезного личного поведения, разногласий или определенного уровня несчастья.

Этот процесс может быть эмоционально трудным и заряженным. Обычно также это болезненный процесс, когда клиент бросает ставит под вопрос образ себя, кто он есть и как он себя видит. Чтобы эти сессии работали, клиент должен быть готов к изменениям, и между клиент и коучем должен быть высокий уровень доверия. Коуч также должен верить в клиентов, помогать им в достижении их целей и не подводить их к выводам или ответам, а скорее задавать вопросы, на которые ни коуч, ни сами клиенты не имеют готового ответа.

Трансформационный коучинг предназначен не для всех, и те, кто занимается им, должны понимать, какого рода работа им предстоит и какие усилия понадобятся.

Также клиенту очень важно убедиться, что он нашел хорошего коуча, который подходит именно ему, как человеку.

#коучинг #личностный рост #изменения #эмоции #эмоциональный интеллект #clear #трансформационный коучинг