Многие из нас слишком часто забывают об изначальной погруженности душевной жизни в телесное существование. В силу ряда религиозных, идеологических и социальных предпосылок на протяжении последней тысячи лет в контексте европейской культурной парадигмы телесное и психическое начала не только резко разделялись, но порой и представлялись как взаимоотрицающие одна другую противоположности, обреченные на непримиримый антагонизм. С другой стороны, все великие мировые культуры - индийская, майянская, кельтская, нигерийская, китайская и другие оставили нам в наследие богатейшие технологии сознательного культивирования человеком индивидуальной психосоматической целостности. Примеров тому немало - индийская йога, психогимнастический комплекс тай-цзи-сюань, всякого рода воинские искусства и различные психосоматические культурные практики.
Наряду с известной образованностью и основательным профессионализмом для достижения человеком полноты счастья, устойчивости здоровья и высокой личной творческой эффективности необходимо достижение им известного уровня психосоматической культурности. Попросту говоря, каждый из нас нуждается в достижении особого тонкого диалогического согласия с собственным телом, без чего невозможны обретение подлинной интегрированности и полнота переживаний и творчества. В то же время психосоматическая культура подразумевает последовательное изучение различного рода регуляционных практик, развивающих приемов и диагностических моделей.
Тело и душа связаны не только непостижимо многообразно, но и всегда сугубо индивидуальным образом, соответствующим неповторимости конкретного человека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного организма даже современным исследователям-психосоматикам нелегко себе представить. Даже в наше время баснословных открытий в области биологии и психофизиологии каждый год приносит поражающее откровение, приоткрывающее завесу над очередными тайнами психосоматического единства. Многие из них были ведомы нашим предкам, и нам приходится переоткрывать их заново. Многое из исследуемого сегодня поражает вооображение ничуть не меньше новостей из области астрофизики или археологии.
Тело человеческое живет своей собственной жизнью, неразрывно связанной с жизнью психической, однако к ней не сводящейся. В известном смысле, саморазвивающуюся телесность многие антропологи воспринимают как живую метафору бессознательного. Тело человеческое - вовсе не бездушный механизм, но в определенном смысле равноправный партнер. Тело - это не только храм духа, но и один из аспектов этого самого духа, понимаемого как спонтанно развивающаяся жизнь во всей ее тотальности.
Интерес психологов к феномену телесной разумности можно определить как один из значительнейших признаков наступления Эпохи Водолея, главным императивом которой давно уже было предуказано стремление людей к предельной самоинтеграции, творческой свободе и всестороннему выражению собственной уникальности. Поэтому изучение различных аспектов психосоматики - науки о содержательных взаимосвязях телесного и психического - для любого человековеда, как впрочем и для всякого культурного человека, может рассматриваться как одно из важнейших условий профессиональной творческой и личностной самореализации.