Питание военнослужащих зависит от теории учёных о калориях и практики обеспечения солдат.
Нормы питания военнослужащих 1941 года
В войну Красная армия вступила, руководствуясь нормами суточного довольствия, утвержденными постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) N 1357 – 551сс от 15 мая 1941 г. и приказом НКО СССР N 208 от 24 мая 1941 года.
Документ этот небольшой и понятный, который начинается с того, что солдату в день нужно примерно 900 грамм хлеба, которые тянут почти на 2000 ккал. Это значит, что больше половины рациона по калорийности нормы отводили хлебу.
К хлебу полагалось горячее, которое готовилось в полевой кухне и теоретически в котел из расчёта на одного солдата нужно было положить 150 грамм мяса, 100 грамм рыбы и далее по списку:
Теоретически не всегда практически. Как работникам снабжения и кухни удержаться от воровства? Именно поэтому солдаты больше радовались сухому пайку, потому что в упаковках гарантировано было то, что написано.
Калорийность питания
Часто бывает так, что мои клиенты подают отчеты, что живут на 1000 ккал, а вес почему-то растёт. В годы войны, наоборот, снабжение отчитывалось о том, что солдаты ели на 3500 ккал, а люди умирали от дистрофии.
В результате острого голодания у многих бойцов появились различные заболевания, а в 279-й стрелковой дивизии в ноябре на почве недоедания умерло 25 человек.
В конце 1942 г. проводилась проверка питания в 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. генерал-майора И.В. Панфилова. В изданном по итогам проверки приказе заместителя наркома обороны генерал-полковника интендантской службы А.В. Хрулева отмечалось:
«По халатности и бесконтрольности армейского аппарата дивизией систематически недополучались продукты». В ноябре было недополучено 20,3% мяса, 52,4% жиров, 8,7% круп, 42,6% овощей, 29% табака, 23,5% сахара, 3,7% соли.
Больше всего было недополучено овощей.
Норма овощей и фруктов
Часто люди в мирное время не находят время поесть овощей, а все время едят на бегу печеньки и шоколадки, а потом жалуются, что у них: не растёт сила на тренировках, дорого обходится стоматолог и пора проверить зрение.
Дневниковые записи инженера-механика танкового полка Л.З. Френкеля (май 1942 г.) сообщают о полугодовом отсутствии овощей (в том числе наиболее важных из них – лука и чеснока) в рационе и, как следствие, возникновении цинги у бойцов.
Писатель-фронтовик Д.А. Гранин свидетельствует, что под Ленинградом он сам и многие из его товарищей-ополченцев заболели цингой, у них стали выпадать зубы: «Мы пальцами вставляли их обратно. Иногда зубы приживались, и это была радость. Деснами ведь не пожуешь! Батальон целыми днями сосал хвойные противоцинготные брикетики, это немного помогало, укрепляло костную ткань»
В марте 1943 г. один не особенно надежный боец взвода Л.Н. Рабичева заявил, что «ничего вокруг себя не видит, ослеп». Бойца обвинили в симуляции, но на следующий день зрение потеряли 12 из 40 человек: «Это была военная, весенняя болезнь – куриная слепота. На следующий день произошла катастрофа. Ослепло около одной трети армии»
Обеспечение жизни и вредные привычки
В чрезвычайных ситуациях люди поступают так же, как привыкли поступать в мирное время, поэтому не думают о далеко идущих последствиях, например, о вымываннии витаминов из организма. Простых людей в любой ситуации заботит простая сытость.
Характеризуя свое двухмесячное пребывание в Тесницких лагерях, Л.Г. Андреев отмечал что «не был голоден за два месяца только один раз: был в наряде на кухне и там объелся, а потом мучился с животом»
Сержант медицинской службы Ф. Кривицкая, проходившая службу в полевом госпитале, писала матери в Москву: «Мамуська, если опять есть коммерческие магазины (мне один летчик сказал, что есть), то пришли мне чего-нибудь сладкого (конфет, печенья), хочется вкусного»
Из воспоминаний Петра Васильевича Синюгина: «Курящие очень мучились, могли променять и хлеб и водку на курево. Что делали? Конский помет, который года два валялся, уже перегнил весь, иголкой собирали, заворачивали и тянули, курили. Мы с ними, с курящими, и ругались, и морду набьем, чтобы отучить. Тяжело курящим было. Лучше ему хлеба не дай, чем папирос»
В условиях, когда «жрать хотелось постоянно», «курение хоть ненадолго притупляло чувство голода» писал Ванденко А.
Уроки истории
Я говорю своим клиентам: протеин - это не еда, мясо - это еда; сахар - это не еда, яблоко - еда. Отличать еду от не еды важно. Те, кто не умеет это делать в мирное время, портят зрение, в военное - слепнут. Уроки истории нужно знать хотя бы для того, чтобы в мирное время сохранить здоровье.