Суббота, 7 мая. Я прибыл в замечательный город Ярославль, где находится множество культурно-исторических памятников и музеев, которые я хотел посетить. Около 11 утра, мне позвонила моя мама и попросила перевести деньги на страховку машины. Казалось бы, никаких проблем, совершаю перевод по СБП и... его блокируют. Что же, подумал я, не в первый раз! Сейчас позвонит робот, медленно проговаривающий каждое слово, попросит подтвердить действие. В течении получаса получил звонок, но услышал вовсе не робота, а оператора Сбербанка. Ввиду участившихся случаев мошенничества, я задал резонный вопрос - почему я должен быть уверен, что мне звонит не мошенник? Ответ убил: у нас теперь есть договор с операторами, чтобы никто не мог звонить с номера 900. Ладно. Допустим такой способ работает - почему так раньше нельзя было сделать?
Хорошо, мне все ещё нужно перевести деньги и оплатить страховку. Оператор начал серию уморительных вопросов:
- Сколько перевожу;
- Каким способом;
- Какого рода поступления на карту;
- В каких числах;
- Что покупал вчера.
Не то, что ты хочешь рассказывать потенциальному мошеннику. Имеет ценность при проведении последующих атак, но в целом информация не столь критична. Дальше пошел вопрос личного характера - зачем я перевожу деньги. Так как у меня патологическая ненависть к рекламе, а такую информацию можно использовать для навязывания услуг, верх надо мною взяла паранойя и я отказал в ответе. "Это данные личного характера". К этому моменту у оператора, видимо, закончился скрипт, записанный на бумажке, потому что последующие события становятся слабо объяснимы. На любые последующие вопросы зачем и почему был единый ответ: чтобы проверить, что вы не мошенник. В конце концов, тяжело вздохнув, я честно выдал: страховка машины. Каково же было мое удивление, когда оператор, недоверчивым тоном меня переспросил о цели. Он словно не поверил, что страховка может стоить столько денег. Уже злой, серьезном тоном, я процедил сквозь зубы в трубку: "Страховка. Машины." Почти по слогам. Апофеозом маразма стала следующая фраза оператора: вам необходимо пройти в отделение банка и перевыпустить карту. Конечно, чтобы убедиться, что я не мошенник. Собрав остатки спокойствия, я уточнил: зачем перевыпускать, я же ответил на все вопросы!? Но оператор оставался непреклонен: проверить, что вы не мошенник. Поняв безвыходность ситуации, бесполезность оператора и банально не выдержав кипения собственного гнева, я молча положил трубку. Почти сразу на телефон пришло два замечательных смс следующего содержания:
Мне заблокировали и карту и Сбербанк онлайн. То есть, оставили без средств к существованию ( кроме наличных ) в другом городе. Что делать человеку, который занимается туризмом и оказался в такой ситуации без наличных денег? Перевыпуск карты занимает 3-5 дней. Человек к этому времени умрет от жажды. Сбербанк, вы серьезно предлагаете побираться людям, попавшим в такую ситуацию?
В офисе сбербанка мне повезло - попался адекватный консультант, который оказался поражен ситуацией не меньше моего. Уточнил, спрашивал ли меня оператор кодовое слово, потому что этого было бы достаточно. Оператор меня не спрашивал. Кстати, кодовое слово меняется только в регионе проживания. Разблокировать в офисе ничего нельзя, только оформить заявку на перевыпуск карты. А зайти в Сбербанк.онлайн можно только при помощи активной карты. Получаем порочный круг. Отдам должное, низвергнуть простого человек до бомжа за пол часа - просто нечто. Никогда ещё не чувствовал себя так уязвимо.
Рекомендации для сбербанка:
- Уволить человека, который придумал этот регламент;
- Если вы считаете, что мошенник зашёл в Сбербанк онлайн, то может не надо задавать вопросы, ответы на которые можно посмотреть в Сбербанк онлайн?
- Так как подтверждение права владения идёт через телефон, то сделать подтверждение транзакции через кодовое слово в том же сбербанк.онлайн. И никаким операторам звонить не надо;
- Если блокируете транзакцию, чтобы люди не переводили деньги мошенникам, тогда посылайте уж сразу в офис Сбера. И дайте возможность людям в офисе блок снимать. Я зачем потратил 10 минут жизни с оператором, который мне все нервы сжёг? 10 минут идиотских вопросов, чтобы получить тот же результат: блокирование карты и сбер.онлайн, посещение офиса банка.
- Вместо блокировки и перевыпуска - замораживать счёт. Неужели нет такой возможности? Деньги не могут двигаться - мошенник их не может украсть. Все, человек приходит в офис или звонит на линию и уже дальше в индивидуальном порядке идут действия. К чему удаление данных и карты?
Выглядит ситуация так, что отдел безопасности либо не может либо не хочет думать о том, как бороться с мошенниками. Как итог, мы видим такие "костыли", а не реальное решение проблем. Причем "костыли" эти сами по себе рождают неудобства.
Искренне надеюсь, что какой-нибуть сотрудник сбербанка прочтет статью и ситуация чуть сдвинется в лучшую сторону.
Кстати, жалобы отправляются тоже через сбербанк.онлайн. Пойду ждать свою карту, желаю всем добра и не попадать в такую ситуацию.
#мошенники #сбербанк #сбербанк онлайн