В доставке еды я с осени 2019 года. Год работы курьером в Петербурге, потом возращение на родину, в Калугу. Здесь я снова взял курьерскую сумку, хотя уже не в качестве основной работы, а в дополнение к ней.
В ноябре 2021 внутри Яндекс-Еды я перешёл работать в "тёплое" место - сборщиком заказов в гипермаркет Ашан. Сейчас я это место покинул. Сначала расскажу почему его пришлось покинуть и главный вывод, который я сделал о себе самом. А потом поделюсь несколькими отдельными моментами, которые можно посчитать занятными.
Почему я покинул сборку заказов?
Первая - но не единственная - причина: сеть "Ашан" перестала сотрудничать с Яндекс-Едой. Почему - я не знаю, но произошло это по всей России.
Как сборщик заказов я мог продолжить работу на других точках, в магазинах "Магнит" и "Глобус", но мне это просто не было удобно. Ашан ко мне ближе всего географически и мы с коллегами там обжились - шкафчики для личных вещей, электрочайник, удобные стулья. В "Магните" для этого всего нет места, а "Глобус" находится на другом конце города.
Но есть и причина номер два.
Если честно, я сам уже начал задумываться о том, чтобы уйти со сборки обратно в курьеры. При всей "непыльности" этой работы, я начал уставать от общения с клиентами. И это камень не в их огород, а в мой.
Например, я видел в составе заказа "морковь социальный продукт 3 кг" и закатывал глаза. Я знал, что в овощном отделе остался едва ли килограмм этой моркови, наполовину состоящий из гнилья и уже знал, что придётся звонить, сообщать об этом, слышать разочарование клиента, предлагать что-то замену, выслушивать его сомнения... Если в наличии не оказывалось какой-нибудь шоколадки с цедрой апельсина, то часто звучал вопрос: "а какие есть?" И приходилось пересказывать всю полку. Почти невозможно подобрать замену акционному товару - что угодно будет дороже, а это разочарование клиента и удар по моим показателям работы.
Это мелочи по сравнению с тем, что каждый день выдерживают кассиры того же Ашана, работники общепитов, вообще всей сферы услуг. А я вот ждал от этой работы той же беззаботности, что и от работы курьером, и, когда прошёл эффект новизны, меня начали утомлять эти мелочи. Я с этим справлялся, но не был этому рад.
Судьба решила мои сомнения за меня, я не мог продолжать работать сборщиком в удобном мне магазине, значит я перехожу обратно в курьеры. По сути, я просто пересидел зиму под крышей. Хотя, я буду немного скучать по посиделкам с книжкой и поиском безглютеновых печенек для детей по всему Ашану.
А теперь немного забавных моментов.
Самый странный постоянный клиент
Мужчина с восточным именем - назовём его Нуреддин, хотя звали его иначе - постоянно заказывал на большие суммы овощи и фрукты. Если у сборщика было, что обсудить - состояние, сроки годности, вес - он, конечно, звонил Нуреддину. Но, даже если в этом не было никакой необходимости, Нуреддин сам звонил сборщику. Он задавал вопросы о весе отдельных персиков, когда дозреют заказанные им авокадо, и даже - "а как эти манго на вкус?" Эти разговоры были неизбежны, а манера, которой эти разговоры велись - неизменной. Монотонный, очень тихий голос и постоянные переспрашивания "точно? точно?" Это не было прямо уж сказать невыносимым, но и приятным не было. И точно было странным.
Мой самый стыдный промах
Ещё один камень в мой огород, хотя велик соблазн всё свалить на Яндекс. В приложении для сборщика продукты организованы по отделам, что должно ему помогать в навигации. Но не редкость ошибки, когда перепутаны местами "охлаждёнка" и заморозка, сладости и хлеб. Разобраться можно, но на это уходит время и вместо помощи получается путаница.
Кроме того, приложение содержит фотографию продукта и, в большинстве случаев, это помогает визуально найти её на полке, но, когда фотография не соответствует реальности, то это только сбивает.
Так вот.
Несколько раз мне попадался в заказах "Набор для холодца" и приложение помещало его в раздел "Мясо". Я находил полку со свиными ногами и другими "субпродуктами", ожидая найти "Набор для холодца" там, но всякий раз его не было. Что ж, похоже, приложение "думает", что продукт ещё есть в остатках, даёт клиенту заказать его, но в наличии его уже нет.
Я ведь не сдавался на этом этапе, я ловил работника самого Ашана и просил помочь мне с поисками. Но они разводили руками: "Раз на полке нет, значит нет". Увы, я скоро убедился, что они сами не всегда знатоки отделов, в которых работают.
После этих поисков я со спокойной душой сообщал клиенту, что нет набора для холодца. Мы обсуждали замены или просто убирали эту позицию. Так было до тех пор, пока я не услышал в ответ: "Вы меня просто убили..."
Женщина очень расстроилась, что набора для холодца не было в наличии. Я от всей души извинился и даже сказал, что мне самому странно - чего это его всегда нет? Прошло время, но меня стал точить червячок сомнения. Я в сотый раз проверил мясной отдел, а потом отправился в отдел заморозки. Не сразу, очень не сразу, но я нашёл его там! Он выглядел иначе, чем на фото в приложении, он был не в том отделе, в который его помещало приложение! Но это я его не находил, я не проверил! Я "убил" ту женщину. За эту невнимательность мне стыдно.
Самая большая "отмена"
Я уже писал, что если заказ собран, оплачен, но отменён, то он достаётся сборщику. Не часто это случается, но всё же.
Без лишних слов демонстрирую фотографию самой большой "отмены", что досталась мне во время январских праздников. Тогда было очень снежно, дороги не чистили, а курьеров на линии и так было мало. Несколько заказов были отменены по этой причине.
И на фото именно то, что я оставил себе, не меньше половины я раздал коллегам.
Не люблю, когда доступ к "списанке", "отменам" и прочим "доходам в натуральной форме" относят к плюсам какой-то работы. Это, скорее, говорит, о каких-то огрехах во внутренних процессах, а работнику должно хватать денег самому покупать себе всё необходимое, а не надеяться принести с собой неожиданное "ничьё". И, всё же, когда это происходит, то это радует, чего тут отрицать. Как будто в моментальную лотерею выиграл.
***
Что ж, больше я не сборщик, я снова курьер. А помимо канала в Дзене (где я уже не очень-то активен) я продолжаю вести канал #ногами курьера в телеграме. Там не мой личный опыт, а, наоборот, всякие новости, приколы и истории из жизни курьеров всех сервисов и даже других стран. Новые посты выходят почти каждый день.
- вот ссылка на канал в телеграме
- а вот на такую же группу во ВКонтакте