Найти тему
Электромозг

Новый нацпроект по развитию электронной промышленности России утёк в сеть

Оглавление

Месяц назад в правительстве очередной раз родилась предварительная концепция нового нацпроекта в области электроники. Всё готовят, готовят, а жизнь постоянно вносит свои коррективы, не поспеваем за ней пока. Ну, не научились ещё работать, видимо. Только документы писать умеем, и то, так себе тексты получаются...

Борисов Юрий Иванович (заместитель председателя правительства)
Борисов Юрий Иванович (заместитель председателя правительства)

Тем не менее, настойчивые попытки максимально объективно осознать ситуацию и найти из выход из сложного положения с микроэлектроникой со стороны властей весьма похвальны. Если не получилось с первого раза — надо пытаться ещё, внося необходимые коррективы. Не получилось опять — снова анализируем вносим коррективы и работаем. Это всё равно лучше, чем ничего не делать по причине того, что ничего не получается, и плакаться, что ничего и не получится. Получится, никуда не денется. Некуда ей с подводной лодки...

Недавно в сеть утекла презентация последнего нацпроекта. Напомню, что это лишь промежуточный вариант, который будет ещё не раз отредактирован. Однако он ясно показывает основной ход мысли наших властей.

Обратите особое внимание на редкую адекватность анализа предыдущего опыта. Также весьма интересен раздел ФП-4. Итак, начнём...

Анализ предыдущего опыта

Недофинансирование отраслевых государственных программ

  • До 2019 года гражданская электронная промышленность была недофинансирована (объём финансирования — 9,7 млд. руб. в год).
  • К концу 2021 года завершено формирование нового подхода к управлению созданием электронной продукции, который в первую очередь нацелен на обязательное внедрение отечественных решений во все секторы экономики.
  • Запущены меры поддержки, направленные на разработку ЭКБ. средств производства, аппаратно-программных комплексов для искусственного интеллекта, а также на внедрение российской радиоэлектронной продукции в смежных отраслях.
  • Тем не менее, финансирование отрасли в десятки раз уступает инвестициям мировых лидеров.

Объем инвестиций в развитие электроники в мире

График из статьи: https://www.kommersant.ru/doc/5306920
График из статьи: https://www.kommersant.ru/doc/5306920

Отсутствие оператора предоставления мер поддержки

  • В настоящее время в Минпромторге ведется 358 проектов по развитию электроники, из них 195 запущены в 2021 году.
  • Наблюдается дефицит как административных, так и экспертных ресурсов, необходимых для качественного отбора и мониторинга реализации проектов.

Отсутствие долгосрочного технологического планирования развития отрасли

  • Отсутствует единая сформированная технологическая политика.
  • Низкий уровень связанности между прикладными разработками и перспективными фундаментальными исследованиями.

Высокая степень бюрократизации в управлении реализацией государственных программ

  • Длительные сроки согласования внесения изменений в документы планирования и правила предоставления субсидий (внесение изменений занимает обычно 4-6 месяцев).
  • Разрушение концептуальных решений о бюрократические барьеры (в 2021 году удалось утвердить субсидию на внедрение продукции спустя 9 месяцев, после ее анонсирования), что значительно снижает темпы развития отрасли.

Стратегия Программы

Принципы стратегии

  • Каждое мероприятие в Программе должно быть
    отSMARTовано по влиянию на 6 целей, и мероприятия должны быть провязаны между собой.
  • Необходимо формировать цепочки до конечного спроса.
  • В Программе должны быть только абсолютные KPI.
  • Необходимо уходить от зарубежной проприетарной IP.
  • Необходимо планировать производство с учетом масштаба загрузки строящихся и существующих фабрик.

Дорожная карта

-3

KPI

  • Обеспечение 100% независимости от сырья и комплектующих, происходящих из зарубежных стран, при производстве электроники.
  • Организация серийного производства микроэлектронной продукции на топологических нормах ниже 28 нм и разработки на топологических нормах 3 нм.
  • Обеспечение суммарного спроса на отечественную электронику в размере 17 трлн руб. в год.
  • Реализация 49 «сквозных» проектов, в рамках которых поддержка 19 технологий.
  • Обеспечение 100% кадровых отраслевых потребностей.

ФП-1 «Прикладные исследования в области электронных технологий»

Куратор Борисов Юрий Иванович (заместитель председателя правительства)

Руководитель Шпак Василий Викторович (заместитель министра промышленности и торговли)

Руководитель Плясунов Юрий Владимирович (директор департамента радиоэлектронной промышленности Миипромторга России)

Показатели

  • Доля российской продукции на внутреннем рынке микроэлектронной продукции (по видам продукции).
  • Количество номенклатуры российской продукции в реестре.
  • Количество освоенных технологий производства.

Дорожная карта

-4

Результаты (продукты, объём)

  • Формирование отраслевого продуктового портфеля, способного суверенно обеспечить внутренние потребности страны.
  • Разработка и/или освоение базовых технологий производства электронной продукции и её компонентов.
  • Обеспечение независимости от иностранных СФ-блоков при проектировании электроники.

ФП-2 «Развитие инфраструктуры производства гражданской электронной продукции на территории России»

Куратор Борисов Юрий Иванович (заместитель председателя правительства)

Руководитель Шпак Василий Викторович (заместитель министра промышленности и торговли)

Руководитель Плясунов Юрий Владимирович (директор департамента радиоэлектронной промышленности Миипромторга России)

Показатели

  • Уровень освоенных а производстве топологических норм.
  • Уровень освоенных в проектировании топологических норм.
  • Доля локализованных на территории России базовых технологических процессов производства электроники.

Дорожная карта

-5

Результаты (к 2030 году)

  • Организация серийного производства микроэлектронной продукции на топологических нормах ниже 28 нм.
  • Проектировав российских продуктов на топологических нормах 3 нм.
  • Локализация на территории России 80% базовых технологических процессов производства электроники.

ФП-3 «Стимулирование спроса на отечественную электронную продукцию»

Куратор Чернышенко Дмитрий Николаевич (заместитель председателя правительства)

Руководитель Заренин Андрей Александрович (заместитель министра)

Администратор Понькии Александр Сергеевич (директор департамента)

Показатели

  • Доля отечественной радиоэлектронной продукции не российском рынке по 19 направлениям — 70% к 2030 году.
  • Трёхкратный рост доли радиоэлектронной продукции в общем объеме ВВП к 2030 году.
  • Доля направлений. в которых преимущественно используется российская электронная компонентная база.
  • Интегральный показатель присутствия на внутреннем и внешнем рынках (нормализация рынка с учетом населения и доли присутствия).

Дорожная карта

-6

Результаты (продукты, объём)

  • Реализация 49 «сквозных» проектов, в рамих которых поддержка 19 технологий (технологических норм).
  • Суммарный спрос на отечественную электронику в размере 17 трлн. руб. в год.
  • Доля отечественной электроники на регулируемом рынке госзакупок — 100%.
  • Более 50% мировых домохозяйств имеют доступ к российской радиоэлектронной продукции.

ФП-4 «Научное и кадровое обеспечение для электронной промышленности»

Куратор Чернышенко Дмитрий Николаевич (заместитель председателя правительства).

Руководитель Медведев Алексей Михайлович (заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации).

Администратор Казаков Юрий Евгеньевич (директор департамента стратегического развития Минобрнауки России).

Задачи

  • Проведение поисковых исследований для создания флагманских технологических решений.
  • Организация сквозной подготовки квалифицированных кадров и механизмов их удержания в отрасли.
  • Инфраструктурное обеспечение материально-технической базы для подготовки кадров в области материалов, оборудования и технологий нано- и микроэлектроники.
  • Развитие инфраструктуры и сервисов для подготовки проектных команд в области создания изделий электроники от СФ-блоков до интегральных схем и модулей и ликвидация технологических пробелов в микроэлектронике.

Показатели к 2030 году

  • Выполнение не менее 2000 поисковых НИР в области прорывных технологий и создание не менее 400 прототипов перспективной ЭКБ.
  • Увеличение конверсии кадров с 5% до минимум 35%.
  • стопроцентное кадровое обеспечение новых фабрик микроэлектроники.
  • Создание на базе учебных дизайн-центров не менее 1000 проектных команд.
  • Создание сетевой технологической инфраструктуры и дизайн-сервиса для подготовки квалифицированных кадров и проведение поисковых исследований.

Для моделирования и проектирования архитектурных, структурных и схемотехнических решений интегральных схем, гетерогенных сборок и модулей необходимо:

  1. Развить сеть дизайн-центров и центров коллективного проектирования.
  2. Создать дизайн-сервис для доступа к общему репозиторию (СФ-блоки, средства проектирования и прототипирования).

Для исследования и разработки материалов, оборудования и технологий нано- и микроэлектроники необходимо:

  1. Создать сервисы сетевой технологической инфраструктуры, включая экспериментальное изготовление ИС в режиме MPW.
  2. Создать специализированные технологические центры:
  • Гибридной микроэлектроники на базе МФТИ.
  • Межуниверситетского научно-технологического центра на базе МИЭТ.
  • Микроэлектронных систем на базе ТУСУР.
  • Радиофотоники и СВЧ-технологий на базе НИЯУ МИФИ.
  • Фотошаблонов для производства интегральных микросхем с проектными нормами 90-65 нм на базе МИЭТ.

Образ результата

С помощью созданного дизайн-сервиса снижен порог входа в отрасль и повышена скорость выполнения проектов.

С помощью технологической инфраструктуры университеты, научные организации и инновационные предприятия получили возможность подготовки квалифицированных кадров и доступ к передовым технологиям.

Созданные технологические центры расширили кадровые и технологические возможности, а также обеспечили мелкосерийное производство в области:

  • Фотонных интегральных схем на базе Si/Si3N4/InP для производства оптических систем связи.
  • СВЧ и силовой электроники GaN на Si/SiC для мобильной связи и АФАР.
  • 3D-сборки и гибридизация.
  • Гибридной электроники для производства энергонезависимой памяти
  • Производства фотошаблонов с проектными нормами 90-65 нм.

Созданы площадки для разработки и апробации технологического оборудования.

Проведение поисковых исследований, направленных на создание прототипов перспективной ЭКБ и устройств на их основе, развитие флагманских технологий нано- и микроэлектроники с последующим освоением промышленностью

  • Исследовательские программы являются основным форматом поисковых исследований.
  • Программы формируются на основании широкого экспертного консенсуса по результатам конференций, форсайт-исследований, межведомственных обсуждений и согласований.
  • Программы и научно-исследовательские работы внутри программ направлены на приоритетные тематики.

Примеры направлений поисковых исследований и ожидаемые результаты до 2030 года:

  • Сенсорика. Исследования в области новых типов сенсоров с высокой скоростью сбора и преобразования информации. Интеллектуальные сенсоры собирают в 1000 раз большее количество информации с задержкой менее 1 мс.
  • Память. Исследования в области новых материалов для высокоэффективной памяти. Энергонезависимая память с временем записи менее 10 нс имеет плотность записи в 100 раз больше существующей.
  • Телекоммуникации. Исследования в области новых физических принципов и диапазонов, многоантенных MIMO и т.д. Передача данных в ЦОД со скоростью не менее 4 Тбит/с.
  • Кибербезопасность. Исследования в области устройств доверенных вычислений, новых способов криптографических вычислений, блокчейна.
  • Энергоэффективность. Исследования в области энергоэффективности вычислений. Уровень энергоэффективности устройств в 100 раз лучше, чем текущее поколение.

Новая модель управления

-7

Заключение

Несмотря на раздражающие штампы в виде «прорывных технологий», «инноваций» и прочей шелухи, этот документ уже заметно конкретнее и продуманнее в мелочах в отличие от всех прежних стратегий и планов. Видно, что писалось уже реальными специалистами, хотя и обладающими достаточно широким видением спектра задач.

Напомню, что это только «хотелки», расписанные исходя из видения стратегической необходимости, но сильно ограниченные отсутствием многих возможностей. Никто уже на фабрику 5 нм к 2030-му году не надеется, но 28-нанометровую технологию сделать всё же рассчитывают.

Как по мне, то можно было бы и поамбициознее цель поставить, всё же 28 нм вполне можно осилить и раньше, если искать возможности, а не причины. Всё же соответствующие НИРы уже давно идут. Но, хотя бы так.

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, пишите свои соображения в комментариях и подписывайтесь на мой канал! Удачи!