Привет всем читателям и подписчикам канала “Мотосалон Emoto”! За последнее время было написано много статей о новинках мотопрома в классе “Эндуро”. Считаю должным отдать дань уважения одному из основополагающих мотоциклов в этом классе, Irbis TTR250R. Да, конечно же, этот мотоцикл не основатель эндуро, но точно первый среди эндуро мотоциклов Российской марки, который получил большую популярность среди Российского населения. Большинство гонщиков и любителей, для которых эндуро стало частью жизни - начинали свой путь именно с этого мотоцикла. Возможно, кто-то скажет: “Я начал с Motoland Enduro”, или “...с Racer Panther” и др., но все они являются копией Irbis TTR250. С чего скопирован сам IRBIS TTR250? Я не могу дать ответа на этот вопрос и боюсь, это так и останется главной загадкой человечества.
В 2022 году, модель IRBIS TTR 250 отмечает свой юбилей - 10 лет. В отличие от других компаний-мотопроизводителей, в линейке Irbis насчитывается всего четыре модели мотоциклов: TTR 250, TTR 250R TTR 125R и TTR 150. Я считаю это большим плюсом компании. Они не распыляются на десятки недоработанных моделей, как это делаю другие. Мотоциклы и питбайки IRBIS TTR постоянно совершенствуются и дорабатываются, что делает их популярным и любимым “народным” мотоциклом/питбайком.
Мотоциклы и питбайки Irbis TTR имеют большую базу запчастей, что не может не радовать, как владельцев самих IRBIS, так и владельцев их “клонов”. На сегодняшний день, на упаковках почти 50% запчастей - мы видим надпись TTR 250 и TTR 125. А ведь и правда, имя TTR, среди китайских мотоциклов стало нарицательным!
Перейдем непосредственно к самому мотоциклу Irbis TTR250R.
Дизайн и пластик IRBIS TTR 250R
Внешне, он мало чем отличается от японских эндуро-мотоциклов начала 2000-х годов. Взять к примеру Yamaha TTR250 1999-2006гг. Однозначно, Irbis не является ее копией, но все же общие черты есть. Конечно, куда больше общих деталей с Irbis TTR 250/R у сегодняшних Racer Panther 300, Motoland 250 Enduro и Avantis MT250, но эти сходства только внешне: схожая по геометрии стальная рама, одни и те же бак, и дизайн пластика(облицовка). К слову о пластике: если не брать в расчет его гармоничный, притягивающий внимание внешний вид, то пластик установленный на TTR 250/R и его клонах - это один сплошной минус. Пластик жесткий и хрупкий. Это призывает владельцев к более аккуратной езде с минимумом падений. Может, оно и к лучшему. Возможно благодаря этому, он уберег множество эндуристов от травм. Также, в защиту этого пластика скажу, что он недорогой и есть в наличии в большинстве мотомагазинов, в том числе и в мотосалоне Emoto.
Двигатель IRBIS TTR 250R
В мотоциклах Irbis TTR250 всегда и без изменений устанавливается 4-х тактный одноцилиндровый двигатель Zongshen 166FMM. Мотор воздушного охлаждения с 2-х клапанной системой газораспределения SOHC с верхним расположением распредвала. Плюсом данного двигателя является наличие балансирного вала, что уменьшает вибрации. Фактический объем двигателя 223 см3. Мощность 16 лошадиных сил. Тип двигателя - CBB, он является копией старых двигателей Honda CB. 166FMM хорошо проявляет себя на бездорожье и имеет хороший крутящий момент в 17 Нм при 6500 об./мин. Расход топлива в смешанном режиме около 4 литров, что при объеме топливного бака в 12 литров, дает запас хода в 300 км.
Как вы могли заметить, компания Irbis очень консервативна и в то время когда все спешили ставить на свои мотоциклы двигатель 172FMM, они не стали вносить подобных изменений, и это сыграло им на руку. Спустя два года, после эксплуатации мотоциклов на 172FMM, все кто его расхваливал, стали его ругать. Никто не поспорит, что это надежная и мощная 250-ка, но та вибрация, что идет от двигателя - плохо сказывается на концентрации и комфорте владельцев. То-ли дело двигатель IRBIS TTR 250R - нет вибраций от слова совсем и вполне достойная тяга, но конечно хотелось бы помощнее. Было бы здорово, если Irbis TTR 250R оснастят новым 172FFM-5 с балансирным валом как у Avantis FX.
Рама IRBIS TTR 250R
Ничего необычного и инновационного мы здесь не увидим. Но, то что рама слегка изменяется в течение 10 лет - это факт. На новых мотоциклах Irbis TTR 250R мы можем увидеть, что стали появляться некоторые усиления в конструкции рамы. Безусловно, что “дикую” езду по кроссовому треку рама может не выдержать, но это и не кроссовый мотоцикл, а мотоцикл двойного назначения. Рама производится из обычной стали, трубчатая, замкнутая. Для легкого эндуро - он в самый раз. Безусловно он выдержит и более серьезные покатушку, но даваться они будут непросто, ведь сухая масса мотоцикла 125 кг, снаряженная 132 кг. Мотоцикл является полноразмерным, его колесная база составляет 1415 мм и высота по седлу 880 мм.
Подвеска IRBIS TTR 250R
Спереди установлена телескопическая вилка перевернутого типа. Длина вилки составляет 800 мм. Толщина штока 37 мм, что весьма удовлетворяет потребностям многих эндуристов. К примеру, на мотоциклах KAYO K1, K2, BSE J1, Z1-3, Avantis Fx толщина штоков вилки та же - 37мм.
Сзади установлен моноамортизтор длиной 320 мм. Амортизатор крепится напрямую к маятнику, т.е. задняя подвеска не имеет прогрессии. Хорошо это или плохо - личное дело каждого. На мой взгляд - это плюс. Меньше деталей в конструкции - надежней конструкция. К примеру у мотоциклов KTM тоже нет прогрессии, а вот у его братьев Husqvarna и GasGas - есть, но все они одинаково популярны.
Маятник - стальной, трубчатый. За все 10 лет эксплуатации мотоциклов IRBIS TTR 250 у владельцев не возникало проблем с маятников. Необходимо всего лишь своевременно производить замену подшипников и следить за наличием смазки. Что касается амортизаторов, как и на всех мотоциклах, требуется периодическая замена масла и при необходимости сальников. В перьях вилки должно быть залито 330 грамм специального вилочного масла. В заднем амортизаторе - 80 грамм. Вязкость масла подбирается исходя из веса водителя и его стиля езды. Чем гуще масло, тем жестче работает подвеска.
Колеса тормоза и привод
Как и на всех мотоциклах эндуро семейства, установлены колеса 21”х18”. Передняя шина шириной - 2,75”, задняя - 4,50”. Покрышки камерные, с “злым” внедорожным протектором. Колесные диски - стальные. Это к сожалению еще один минус данного мотоцикла. Стальные диски тяжелее мягче алюминиевых. Но, все конкуренты TTR 250R имеют такие же железные диски.
Тормозная система Irbis TTR 250R - полностью гидравлическая, дисковая. Спереди установлен большой 240 мм диск, сзади, чуть меньшего размера - 220 мм. Передний суппорт имеет два поршня, так как при торможении большая нагрузка идет именно на переднее колесо. Сзади тормозной суппорт имеет всего один цилиндр, ну, впрочем как у всех.
Приводные звезды и цепь имеют шаг 428. Это также хорошо сказывается на бюджете обслуживания мотоцикла, так как таких звезды и цепь стоят дешевле чем 520. Из этого можно сделать вывод, что за те же деньги вы можете купить более качественные комплектующие, например японскую цепь DID. Оригинальные цепи DID вы можете купить в мотосалоне Emoto или в интернет-магазине emoto.ru.
Кому подойдет мотоцикл Irbis TTR250?
Мне нравится в этом мотоцикле то, что он подходит абсолютно всем. Не важно, новичок, любитель или профессионал. Каждый найдет в нем что то свое. Наличие у мотоцикла ПТС дает больше возможностей для передвижения и открывает все дороги.
Отмечу важные плюсы :
-Производство модели осуществляется более 10 лет;
-Надежность и практичность;
-Большая база запчастей и аксессуаров (в разы больше чем у мотоциклов других марок);
-стоимость мотоцикла (сравнительно ниже конкурентов);
-стоимость обслуживания;
Купить мотоцикл IRBIS TTR 250R вы можете у официального дилера - мотосалон Emoto в городе Екатеринбург. Купить мотоцикл в Emoto вы можете из любой точки России - в интернет-магазине emoto.ru.