Наконец-то пришла статистика от Автостата за апрель. Она неутешительна: продажи за апрель 2022 по сравнению с тем же месяцем прошлого года сократились почти в 3 раза – в 2,9, если быть совсем точным. За весь месяц смогли продать только 27 тысяч автомобилей, когда в нормальные времена двадцать тысяч машин уходит в неделю.
Вроде бы стоило ожидать такого снижения спроса. Ведь кто сейчас покупает автомобили? Ну, разве что те, кто могут рассчитывать на стабильный заработок. А кто эти счастливчики? Работники IT-индустрии и, может быть, высокопоставленные государственные служащие. Весь бизнес и работники международных корпораций сейчас в весьма неудобном положении, так что им точно не до покупок новых авто.
Тех, кто машину все же купил, понять можно: деньги есть, машина нужна, тем более что цены по сравнению с мартом немного пришли в адекватное русло. Хотя бы коврики по сто тысяч в салонах не предлагают — уже хорошо!
В таком случае можно даже небольшой кредит взять, опасаясь нехватки автомобилей в будущем. Кстати, что у нас там по нехватке авто? Без перебоев сейчас не работает ни один завод в стране. До недавнего времени штамповал машины в штатном режиме Хавал, но и они 30 апреля ушли на якобы плановый двухнедельный отпуск. Был ли этот отпуск действительно запланирован или получилось так же, как у всех остальных производителей — это уже не столь важно. Важно, что количество собранных машин на складах продолжает сокращаться.
По оценкам, тех машин, которые уже есть в наличии, должно хватить на срок от двух до пяти месяцев в зависимости от интенсивности продаж. А что дальше? А дальше, если все останется так, как есть сейчас, будут весьма ограниченные поставки готовых машин из-за рубежа – навскидку могу назвать лишь Субару из тех, кто не приостановил экспорт машин в Россию – и продукция временных запусков конвейера китайских заводов и АвтоВАЗа.
АвтоВАЗ опять-таки обещает удовлетворить спрос за счет специальных версий (это такие машины на уровне безопасности и экологичности 2000 года), но ведь не АвтоВАЗом единым жив автомобильный рынок России. Нужны и другие машины. А вот с ними как раз полные непонятки...
Наверное, я сейчас скажу крамольную мысль, но трехкратное падение спроса — это хорошо. Во-первых, это означает, что люди перестали хватать машины, как будто это последний автомобиль в их жизни. Все еще будет и машины в том числе, только чуть позже.
Во-вторых, чем меньше покупают машин в моменте, тем на большее количество месяцев хватит запасов на складах. Просто представьте себе, что будет, если у дилеров не останется машин. Вообще не останется. Приходишь в салон, а там два мотоблока и китайский скутер стоят. Кто-то на велики перепрофилируется...
Грустно же, правда? Так что пусть уж лучше так регулируют спрос. Непонятно, как долго еще производство машин не вернется в нормальное русло.