В истории Волгограда важнейшую роль сыграла железная дорога. Вкратце суть в том, что в середине XIX века соседняя Дубовка была крупнее Царицына. Рельсы хотели проложить через нее. Но коррупция - это зло. А когда он сопряжена с глупостью и жадностью, зло неодолимое. Лучшие люди Дубовки не пожелали видеть дымящие паровозы у себя, благоразумно рассудив, что будущее за перевозкой на быках. Дали взятку и пошли запрягать волов. Тогда “железку” провели через Царицын. Собственно, на этом соперничество двух волжских городов и завершилось.
Грязе-Царицынская ЖД заработала в 1870 году. Нижнее Поволжье удалось связать и с Центральной Россией, и с Прибалтикой. В ХХ век Царицын вошел как один из самых развивающихся городов империи. Ну а мы на всех парах переходим к теме Гражданской войны.
“Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй” (М. Булгаков). На юг большевики отправили “эффективного менеджера” Сталина. Он и организовал поставку продовольствия в центр. Из Царицына вывезли около восьми миллионов пудов провианта, 73% от общей заготовки по стране.
Но хлебными вагонами дело не ограничилось. В августе красные создают на Нижней Волге отдельную бронеколонну из 12 бронепоездов, к январю 1919 года их будет уже 15 (из 23 во всей Красной армии). Изготавливали технику в том числе и в самом Царицыне, на орудийном заводе. Там же ее и ремонтировали после боев.
На бронепоезде были машинист с помощниками, артиллеристы и пулеметчики. Например, на “2-м Сибирском” было такое вооружение: четыре 76-мм пушки, 22 “Максима” и 33 винтовки. Мобильные батареи оказывали огневую поддержку 10-й Красной армии. Весной 19-го года участвовали в наступлении Южного фронта, летом обороняли Царицын от Кавказской армии Петра Врангеля. 30 июня поезда отогнали на орудийный завод и взорвали. Но Россию это не спасло.
Читайте также: ФСБ рассекретила информацию о разминировании Сталинграда