Найти тему
Политехнический музей

«Давай, по шкип ком, брат, по чай дрики!» — каким был русско-норвежский «суржик»

Архангельск на дореволюционных фотографиях
Архангельск на дореволюционных фотографиях

— Драсви, гаммель гу вен по моя.

— Здравствуй!

— Хёп и сейка, треска, тикса о палдуска?

— Да, да, моя купом альтсамма, давай по шкип ком.

— Спасиба! Хар и мука, хар и кроппа?

— Да, да! Давай, по шкип ком, брат, по чай дрики.

— Благдарю покорна!

Подобные диалоги можно было услышать в разных поселениях и городах северного Финнмарка ещё каких-то сто лет назад. Эта смесь русских и норвежских слов — пример разговора на руссенорске (его ещё называют «моя-по-твоя»), русско-норвежском диалекте, который появился где-то в начале XVI века. Руссенорск был в ходу у русских и норвежских торговцев примерно до Первой мировой войны, на нём обычно говорили при покупке-продаже рыбы. В диалоге, который вы прочли, норвежец интересуется у русского, какую рыбу он хочет купить, а потом уточняет, привёз ли русский муку и крупу. Русский отвечает утвердительно, интересуется, есть ли у торговца палтус, и зовёт норвежца выпить чаю на корабле.

Север Норвегии, прежде всего Финнмарк, был местом, где впервые столкнулись торговые и колонизационные интересы норвежцев и русских. В 1326 году новгородцы и норвежцы даже подписали мирный договор, который позволил им разграничить сферы влияния. Но отношения всё равно оставались довольно напряжёнными, обе стороны регулярно совершали набеги друг на друга, однако торговля оказалась перспективнее. Руссенорск был совсем небогатым диалектом — немногим больше 300–400 слов. Это в целом характерно для упрощённых смешанных языков — пиджинов, малые языки часто образуются в местах контактов разных культур. Похожее торговое наречие развилось, например, в бурятском городе Кяхта, где сибирские купцы закупали чай у китайцев. Только в кяхтинском пиджине русский был смешан с китайским, а не с норвежским.

Поморы
Поморы

Первую железную дорогу, ведущую из Центральной России в Архангельск, построили лишь в самом конце XIX века. А до того главной торговой трассой из центра страны на север была Северная Двина. По ней товары доходили до Белого моря, а оттуда поморы везли их к норвежцам. Так жил Север.

Подробную историю о том, как жили поморы, каким был их быт и как прорубалось «окно в Европу» независимо от Петра I, — читайте на сайте нашего проекта «Памятники науки и техники».

Понравился материал? Подписывайся на телеграм-канал Политехнического музея — там больше интересного!

#
наука

#История

#интересные факты из истории

#история РОССИИ

#аРХАНГЕЛЬСК

#РУССКИЙ СЕВЕР

#НОРВЕГИЯ