Найти в Дзене
История живописи

Три "Спальни в Арле" Винсента Ван Гога

Именно столько есть вариантов этой известной картины нидерландского художника. Если первую картину он написал еще будучи на свободе, то вторую и третью - уже на лечении в психиатрической клинике.

В 1888 году Ван Гог решает сбежать из Парижа, где его творчество было не оценено и не принято большинством современников. Он перебирается на юг Франции в город Арль и снимает там четырехкомнатный флигель в правом крыле дома. Этот дом художник тоже изобразит на одной из своих работ. Забавная ирония (только для носителей русского языка) заключается в том, что менее чем через год Ван Гог попадет в другой "желтый дом" - психиатрическую клинику. Как известно, в России так называли именно такие клиники, потому как их часто окрашивали в желтый цвет, так как считалось, что он угнетает психику и делает буйных пациентов более спокойными.

"Желтый дом", Ван Гог, 1888. Этот дом будет уничтожен в ходе Второй мировой войны, на его месте сейчас находится другое здание.
"Желтый дом", Ван Гог, 1888. Этот дом будет уничтожен в ходе Второй мировой войны, на его месте сейчас находится другое здание.

Ван Гог надеялся здесь устроить нечто вроде коммуны, братства художников-единомышленников, которые будут работать и жить вместе. Первый член коммуны - Поль Гоген даже приехал в этот самый дом и жил там вместе с голландцем. Но, как это бывает у творческих людей, они стали спорить и ссориться, и мечта о братстве рассыпалась в пыль. Именно после одной из таких ссор и случился тот печально известный эпизод, когда Ван Гог отрезал себе мочку уха. Художник очень болезненно переносил крушение своих грез, и возможно, это стало последней каплей, после которой его сумасшествие стало необратимым. Итак, давайте посмотрим на первый вариант картины, написанный в октябре 1888 года.

"Я купил не железные кровати, а местные деревянные, двуспальные. Они создают впечатление чего-то прочного, устойчивого и спокойного" - так описывал свою покупку Ван Гог в письме своему брату Тео. Множественное число тут используется потому, что кроватей он сразу купил две - для себя и своего друга Гогена. В этом варианте спальни мы видим на стенах картины самого Ван Гога: над кроватью портреты Эжена Боша и Поля-Эжена Милле, а на дальней стене "Валуны и дуб". Интересно, что изначально стены были "бледно-лиловые", но со временем кармин (красный краситель) в составе фиолетового выцвел и поэтому стены теперь выглядят голубоватыми (листайте галерею и увидите восстановленные с помощью компьютерных технологий изначальные цвета картины).

По поводу своей картины художник писал своему брату что "при взгляде на картину должно успокаиваться сознание или, вернее, воображение". Картина выполнена преимущественно в желтых тонах, а в психологии считается что большое количество этого цвета наоборот приводит к перевозбуждению, особенно этот эффект наблюдается как раз у людей с неустойчивой психикой. Так же среди исследователей бытует мнение, что последние годы жизни художник принимал наперстянку (или дигиталис), а с этим средством нужно быть предельно аккуратным с дозировкой. Если превысить норму, то последуют изменения в зрительном восприятии - всё становится желтовато-зеленым.

"Спальня в Арле", Ван Гог, 1889. Чикагский музей института искусств
"Спальня в Арле", Ван Гог, 1889. Чикагский музей института искусств

В этом варианте картины, написанном в апреле 1889 года, мы видим другую цветовую гамму - сине-зелено-коричневую, нет той отчаянной желтизны, как в первом варианте. Также изменились портреты над кроватью: один из них -это автопортрет самого Ван Гога и еще одна картина не определена исследователями (на мой взгляд, там портрет какой-то дамы).

"Спальня в Арле", Ван Гог, 1889. Парижский музей Орсе
"Спальня в Арле", Ван Гог, 1889. Парижский музей Орсе

Третья картина меньшего формата была выполнена Ван Гогом (летом все того же 1889 года), наряду с несколькими другими полотнами, в качестве авторского повторения для своих сестры и матери. Художник писал об этом своему брату Тео и ему же их выслал. Здесь над кроватью изображены те же картины Ван Гога, что и во втором варианте "Спальни в Арле" и снова неопознанный портрет, теперь уже точно видно, что женский (есть предположение, что это неизвестный портрет мадам Жину, хозяйкой того самого заведения, изображенного на другой картине Ван Гога - "Ночное кафе").

Во всех трех картинах используются парные предметы: два стула, две двери, две створки окна (которые художник редко открывал, закрытыми они вызывали у него чувство защищенности), две подушки, два портрета и под ними две гравюры (считается, что японские, художник был увлечен искусством этой страны). По словам самого Ван Гога парные предметы для него создавали ощущение покоя и уравновешенности, а также ослабляли чувство одиночества, которое преследовало художника. Сам Ван Гог был очень доволен своей картиной и писал своему брату Тео, что это "одна из лучших" его работ. А в письме Гогену он даже сделал небольшой набросок картины и именно там написал, что в ней хотел бы "выразить покой". Но к сожалению, покой в душе художника так и не воцарился.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.