Найти тему
Про развитие

Искусство общения (часть 20). О природе бессловесного действия.

Оглавление

Как я уже ранее писал, Петр Михайлович Ершов своей основной целью видел кодифицирование и увековечивание системы Станиславского для будущих поколений.

В своих предыдущих статьях я опирался на его труд "Режиссура как практическая психология", где рассмотрел его взгляды на природу человеческих взаимодействий, виды общения, борьбы.

В последующей серии статей я уже буду опираться на другую его книгу "Технология актерского искусства" и постараюсь сжато и в виде стройной схемы отобразить его взгляды на само действие, на сам коммуникативный акт.

Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.
-Уильям Шекспир

В какой-то мере мы все актеры, вынужденные играть роль в сложных социальных системах (семья, школа, университет, организация, предприятие), поэтому взгляды Ершова они весьма актуальны и сейчас.

Мало играть хорошо свою роль, ибо роль часто может быть усвоена неосознанно путем бездумного копирования паттернов поведения окружающих, важно еще и понимать какая это роль.

На мой взгляд именно в этом таится главное богатство системы Ершова, благодаря его проницательным наблюдениям, экскурсам в литературу, любой читатель вдумчиво, подошедший к его системе, может осознать свою роль в коллективе, в семье, да и вообще в жизни. А уже осознав, какую роль он играет, — понять, что нужно поменять, чтобы приблизиться к другой роли, более желанной.

Уже написан многочисленный корпус книг посвященных описанию тонкостей вербального и невербального общения (язык тела).

Вербальное общение — это, собственно говоря, произнесение речи. Это, в какой-то мере, озвученный текст.

Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.

Еще Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице"

В некоторых публикациях утверждается, что по данным экспериментов при выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос - 38%, слова - всего 7%.

Петру Михайловичу Ершову удалось не просто выделить отдельные элементы невербального и вербального общения путем создания своей, уникальной, системы классификации, но и связать это в отдельную динамическую систему, позволяющую видеть действие в развитии.

Начнем мы описание системы Ершова с бессловесных элементов действия.

“Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.”

Ершов выделил 4 основных элемента бессловесного действия: Оценка, мобилизация, пристройка, вес.

Вкратце говоря, прежде, чем перейти к любому воздействию, человеку нужно:

1. Произвести оценку ситуации, оценить разность сил, степень дружественности и враждебности

2. Произвести физическую и психическую мобилизацию сил. Когда речь идет об деловой беседе с другом, человек может быть, к примеру, расслаблен и дать тому инициативу. В позиционной борьбе с противником инициативу упускать чревато, да и расслабленности не место, не говоря уже об свободном обмене информацией.

3. Для любого действия нужно пристроиться, заняв соответствующую позицию. Невозможно настаивать на чем-либо, пристраиваясь снизу, и невозможно дружественно обсуждать дело, ставя себя выше партнера.

4. Будут мобилизованным и собранным человек приобретает вес, основательность. Иному достаточно пары слов и мимики, чтобы добиться своего, другому не поможет и тысяча слов. В этом что-то есть от харизмы. Но с другой стороны вес может отражать и энергетику человека. Радостные новости окрыляют, печальные тянут вниз. Вес у Ершова сложное понятие, требующее скорее практики и проигрывания для понимания, нежели текстового описания.

Оценка

“Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.”
“"Оценка" - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.”

У оценки есть два компонента физический и психический:

Психический аспект – момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением.
Внешний, мышечный аспект– всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.

Уже из того факта, сколько времени требуется человеку для оценки ситуации можно сделать вывод о ее важности

«Если актер на сцене оценил тот или иной увиденный или сообщенный ему факт легко и быстро – это значит, что данный факт либо не затрагивает интересов изображаемого им лица, либо не является для него неожиданностью.
…Если он долго и с трудом оценивает факт, значит факт этот «задел его за живое» и значит был для него неожиданностью.»

Пристройка

Пристройка начинается немедленно после оценки - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель.

Пристройка – это преодоление физических преград, препятствий, на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия.

Нередко по пристройке уже видно отношение человека к тому объекту (партнеру), на который он собирается воздействовать.

Ершов выделил 4 вида пристроек:

1. Пристройки для воздействия на неодушевленные предметы
2. Пристройки для воздействия на партнера – живого человека:
2.1 Пристройки сверху
2.2 Пристройки снизу
2.3 Пристройки наравне

Людям привыкшим повелевать(например – командирам, начальникам, администраторам), людям самоуверенным, властным, людям нахальным и богатым, - в одних случаях основательно, в других нет – свойственна тенденция пристраиваться «сверху».
Людям, привыкшим повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственна, наоборот, тенденция пристраиваться «снизу».
Это разумеется не значит, что все начальники и командиры (или все богатые) всегда пристраиваются «сверху», а все подчиненные (или все бедные) – «снизу». Это значит лишь то, что весь жизненный опыт взаимоотношений каждого данного человека с социальной средой сказывается на его представлениях о своих силах и правах, а это, в свою очередь, влияет на представления о соотношении сил своих и партнера и влечет за собой тенденцию преимущественно к тем или другим «пристройкам».

Важно подчеркнуть, что актеры, и люди смежных профессий (политики, топ-менеджеры, да и вообще селебрити) именно учатся анализировать обстановку и заранее принимать нужную "пристройку". Для человека, чья жизнь далека от лицедейства, такое поведение нехарактерно. Он своим поведением выдает себя.

…в характере «пристройки» находят себе отражение внутренний мир человека– и его прошлый жизненный опыт, и то, как он воспринимает и оценивает наличные окружающие его обстоятельства.
Характер пристройки непроизволен. В «пристройке» тело человека, вопреки его желаниям, выдает его субъективное ощущение соотношения сил, его ощущение зависимости или независимости от партнера.
Они «автоматически», рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о самом себе, и степень его заинтересованности в цели.

Чуть позже Бурдье в социологии, ввел чем-то похожее понятие - габитус (habitus по фр.)

ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.
Габитус порождается средой, «классом условий существования», путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Габитус структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом,  габитус зависит от социальной траектории индивида.
Габитус — принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик» (Бурдье).
Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, «собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»).
В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.

Рассмотрим более детальные описания пристроек и понятия Вес по Ершову.

----------------------------------------------------------------------------------------

«Пристройка» для воздействия на партнера – это своеобразная «мускульная мобилизация», лишь частично выражающаяся в осуществленных движениях, причем иногда мельчайших и тончайших, но тем не менее всегда ясно видимых и понятных. Поэтому пристройка «сверху», как и пристройка «снизу», ни в какой мере не есть поза для действования. В той же самой позе можно пристроиться и «сверху», и «снизу», и «наравне». Поза становится одна и та же, «мобилизация» же (мускульная готовность) в каждом случае будет другая и выразится она во множестве мельчайших движений, из которых каждое в отдельности едва уловимо, чуть заметно и не меняет позы в целом.

Пристройка «сверху» характеризуется тенденцией быть выше партнера. «Быть выше» – значит, прежде всего, выпрямить позвоночник, то есть, откинуться от партнера.

Пристраивающийся «снизу» тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера – небрежно брошенное слово, кивок головы, легкий жест. В каждое мгновение он должен быть готов к ответу.

Поэтому пристройка «снизу» есть пристройка снизу, между прочим, и в буквальном смысле слова – чтобы поймать взгляд партнера, чтобы видеть его глаза, удобнее смотреть на партнера несколько снизу вверх

Пристройка «наравне» характеризуется мышечной освобожденностью, или даже – разболтанностью, небрежностью

«Пристройка наравне» - характеризуется внутренней свободой, независимостью, что дает возможность быстро находить решения. Люди, использующие эту пристройку, практически всегда умело «уравнивают» позиции в пространстве, независимо от статуса собеседника,; эмоционально устойчивы, нацелены на суть разговора, демонстрируют интерес к решению проблем, при этом они используют открытые позы, жесты. В их разговоре будут присутствовать в основном вопросы: что?, где?, как?, почему?

----------------------------------------------------------------------------------------

Вес

«Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела

«вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека …»

«Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды «окрыляют» человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, «кверху», облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.»

«Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется. Если «изменений» не происходит, то это значит, что ничего не произошло и в его сознании.»

Вы сообщаете вашему сослуживцу: «Я поссорился с тем-то или с тем-то». Ваш собеседник выразил вам полное сочувствие и даже стал на вашу сторону, но при этом стал чуть-чуть «легче» весом. Он рад вашей ссоре, она ему выгодна. Вы сообщаете домашним, что потеряли значительную сумму денег; желая ободрить вам, вам выражают словами полное безразличие к потере, но при этом чуть-чуть «тяжелеют». Они огорчены.

#поведение #общение #коммуникации #невербальное общение #пристройка #габитус #Бурдье #петр ершов